Дело № 2-20/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<Дата> <Адрес>
Судья Милославского районного суда Рязанской области Нежданова Е.В.,
при секретаре Пшенниковой А.Р.,
с участием истца Кузнецова С.И.,
представителя истца Игнатова Е.В.,
представителя ответчика - администрации муниципального
образования - Милославский муниципальный район Рязанской
области Шляхиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кузнецова С.И. к администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области о признании права на ежемесячную доплату к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов С.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области о признании за ним права на получение ежемесячной доплаты к пенсии и возложении на ответчика обязанности по ее назначению, начислению и выплате, мотивируя свои требования тем, что он в период с <Дата> являлся главой муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области и <Дата> был уволен в связи с неизбранием на эту должность на основании п. 3 ст. 83 Трудового Кодекса РФ. В соответствии с п.7 ст. 37 Устава муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области глава района имеет право на ежемесячную доплату к пенсии при продолжительности работы на муниципальной выборной должности не менее установленного законодательством срока полномочий, размер которой составляет 80 % его месячного денежного содержания при пребывании в должности не менее двух сроков полномочий, установленных настоящим Уставом, или достижении пенсионного возраста независимо от последующей трудовой деятельности. На основании его заявления от <Дата> было издано распоряжение главы Милославского муниципального района от 20 апреля 2009 года № 163 об установлении указанной доплаты к пенсии в размере 80 % месячного содержания. Однако фактически доплата к пенсии не начислялась и не выплачивалась, а распоряжением главы района от 13 мая 2009 года № 197 распоряжение о назначении доплаты к пенсии было отменено из-за отсутствия федерального и регионального законодательства о гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Поскольку положения п.7 ст. 37 Устава Милославского муниципального района были приняты в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Рязанской области от 10.01.1996 года «О местном самоуправлении в Рязанской области», в которых прямо указано, что социальные гарантии выборных должностных лиц местного самоуправления определяются в уставе муниципального образования, данные положения Устава района являются законными и подлежащими безусловному применению. Считает, что лишение его права на доплату к пенсии в соответствии с п. 7 ст. 37 Устава нарушает его конституционное право на социальное обеспечение.
В судебном заседании истец Кузнецов С.И. и его представитель Игнатов В.С. уточнили исковые требования, просили признать за истцом право на ежемесячную доплату к пенсии в размере 80 % месячного содержания, составляющего <Данные изъяты>, с <Дата> по <Дата>, обязать ответчика назначить, начислить и выплатить доплату к пенсии в данном размере и за указанный период, взыскать представительские расходы в размере <Данные изъяты>.
При этом истец пояснил, что на момент его обращения к ответчику <Дата> за назначением доплаты к пенсии в размере 80 % месячного содержания действовал п. 7 ст. 37 Устава муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области, который в последствии был исключен из Устава. В соответствии с данным положением Устава было издано распоряжение главы Милославского муниципального района от 20 апреля 2009 года № 163 об установлении указанной доплаты к пенсии в размере 80 % месячного содержания. Кроме того, в течение года после увольнения его с <Дата> с должности главы муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области ему согласно п.1 ст. 37 Устава муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области, который в последствии также был исключен, выплачивалась заработная плата. Летом 2009 года ему стало известно о том, что распоряжение о назначении ему доплаты к пенсии было отменено распоряжением главы района от 13 мая 2009 года № 197. Данное распоряжение он считает незаконным, однако его не обжаловал и с заявлением о его отмене в суд не обращался, так как надеялся на принятие регионального законодательства о социальных гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. Законом Рязанской области от 15 февраля 2010 года № 11-ОЗ было установлено, что пенсионное обеспечение выборных должностных лиц местного самоуправления производится в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальных образований Рязанской области, и распоряжением главы района от 11.02.2011 года № 53 ему назначена пенсия за выслугу лет в размере 75 % от 2,3 должностного оклада с <Дата>. Однако истец считает, что до вступления в силу Закона Рязанской области от 15 февраля 2010 года, то есть, по его мнению, до 25 февраля 2010 года, ему должна выплачиваться доплата к пенсии на условиях и в размерах, определенных п.7 ст. 37 Устава муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области в редакции, действовавшей на момент его обращения за ее назначением.
Представитель истца Игнатов В.С. также считает, что изменения в ст. 37 Устава муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области об исключении п. 7 о социальных гарантиях главе района в виде доплаты к пенсии в размере 80 % от месячного содержания, зарегистрированные после назначения Кузнецову С.И. данной доплаты, не могут служить основанием для лишения его этой доплаты, поскольку ухудшают положение истца и умаляют его права на социальное обеспечение.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования _ Милославский муниципальный район Рязанской области Шляхина Г.В. исковые требования не признала и пояснила, что ст. 37 Устава муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области в редакции, принятой решением Совета депутатов муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области от 22 февраля 2006 года № 6 и зарегистрированной 07 марта 2006 года, в которой было установлено право главы Милославского муниципального района на ежемесячную доплату к пенсии при продолжительности работы на муниципальной выборной должности не менее установленного срока полномочий в размере 80 % его месячного содержания при соблюдении определенных условий, не соответствовала требованиям федерального законодательства, и в частности вступившему в силу с 01 января 2009 года Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Поскольку ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривает гарантии в виде установления доплаты к пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления в размерах и на условиях, которые были определены в п. 7 ст. 37 Устава района, данный пункт был исключен решением Совета депутатов муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области от 27.08.2009 года № 52. Считает, что поскольку законные основания для признания за истцом права на вышеуказанную доплату отсутствуют, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания права, а также неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В судебном заседании установлено, что Кузнецов С.И. <Дата> и <Дата> был избран главой муниципального образования - Милославский район ( в последствии - Милославский муниципальный район) Рязанской области, <Дата> был уволен по п.3 ст.83 ТК РФ в связи с неизбранием на должность главы Милославского муниципального района. Вышеуказанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются копиями трудовой книжки Кузнецова С.И., решения территориальной избирательной комиссии Милославского района Рязанской области от <Дата>.
Распоряжением главы Милославского муниципального района от 20.04.2009 года № 163 Кузнецову С.И. на основании его личного заявления от <Дата> и в соответствии с п. 7 ст. 37 Устава муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 80 % его месячного содержания, которое составляло <Данные изъяты>, что также не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела.
Однако законного основания для получения истцом ежемесячной доплаты к пенсии в размере 80 % его месячного содержания не имеется в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. «н» ч.1 ст.72, ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В силу ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, а в ч.4 ст. 7 прямо указано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования является выборным должностным лицом муниципального образования.
В соответствии с частью 5.1 ст. 40 этого Федерального закона гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что в Уставе муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 37 Устава муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области в редакции, принятой решением Совета депутатов от 22 февраля 2006 года № 6 и зарегистрированной 07 марта 2006 года, предусматривалось, что глава Милославского муниципального района имеет право на ежемесячную доплату к пенсии при продолжительности работы на муниципальной выборной должности не менее установленного законодательством срока полномочий, размер которой составляет 80 % его месячного денежного содержания при соблюдении одного из следующих условий: 1) пребывания в должности не менее двух сроков полномочий, установленных настоящим Уставом; 2) достижения пенсионного возраста независимо от последующей трудовой деятельности; 3) досрочного прекращения исполнения должностных полномочий вследствие полученной инвалидности 1 и 2 групп.
Решением Совета депутатов муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области от 27.08.2009 года № 52 в Устав муниципального образования - Милославский муниципальный район внесены изменения и дополнения, зарегистрированные 25 сентября 2009 года, п. 7 ст. 37 исключен, и соответственно перестали действовать предусмотренные им социальные гарантии.
Распоряжением главы Милославского муниципального района от 13 мая 2009 года № 197 распоряжение от 20.04.2009 года № 163 от установлении Кузнецову С.И. доплаты к пенсии отменено в соответствии с пунктом 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из-за отсутствия федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации о гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Указанное распоряжение действует, не отменено.
Поскольку ни федеральные законы, ни законы Рязанской области на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении ему доплаты к пенсии в размере 80 % месячного содержания не предусматривали такой социальной гарантии, равно как и не предусматривают ее сейчас, правовых оснований для признания за истцом права на указанную доплату к пенсии и возложении на ответчика обязанности по ее назначению, начислению и выплате не имеется.
Ссылку истца на положения Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Рязанской области от 10.01.1996 года № 1 «О местном самоуправлении в Рязанской области», допускавшие, что Устав муниципального образования может предусматривать и иные социальные гарантии руководителей органов местного самоуправления, местной администрации, должностных лиц, суд находит несостоятельной, поскольку указанные федеральный и региональный законы утратили силу соответственно с 01.01.2009 года и с 19.09.2006 года.
Суд также не может согласиться с доводами истца и его представителя о том, что отмена вышеназванной социальной гарантии нарушает конституционное право истца на социальное обеспечение, поскольку истец не лишен права на государственные пенсии и социальные пособия, установленные законом. Кроме того, Законом Рязанской области от от 15 февраля 2010 года № 11-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Рязанской области» данной категории лиц гарантируется пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальных образований Рязанской области. Как следует из объяснения истца, в настоящее время ему назначена доплата к пенсии за выслугу лет в соответствии с данным Законом.
Тот факт, что истцу в течение года после увольнения его с должности главы муниципального образования выплачивалась заработная плата, не имеет правового значения для разрешения данного спора.
При таких обстоятельствах исковые требования Кузнецова С.И. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Кузнецова С.И. к администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области о признании права на ежемесячную доплату к пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Милославский районный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья