Решение делу по иску об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления



Дело № 2-302/2010


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


с. Михайловское 11 октября 2010 года


Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Иванишиной Н.В.,

при секретаре Ковалевой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Михайловского района Шаранюк И.В.,

представителя ответчика администрации МО «<данные изъяты>» Путинцева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,


УСТАНОВИЛ:


Прокурор Михайловского района обратился в суд с иском в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. В обоснование указал, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Михайловского района совместно с главой МО «<данные изъяты>» выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства. На территории <адрес>, расположенной в границах МО «<данные изъяты>», размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. На северо-западной окраине села имеется свалка бытовых отходов, шлака, навоза, строительного мусора, пластиковых бутылок размерами около 2 км на 2,5 км.

В соответствии со ст. 54 Закона РФ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению отходов производства и потребления, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Такое заключение органами местного самоуправления не представлено.

Ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Соответственно проект свалки на государственную экологическую экспертизу не представлялся.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

В соответствии со ст.ст. 51, 52 Закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны.

В соответствии с п. 2.2, 3.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. № 16 участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

В нарушение указанных требований на территории <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведен, отсутствует разрешение на его создание; гидрологические и другие исследования участка не проводились; объект размещен на территории населенного пункта.

В соответствии с п. 4.15 СанПин 3.2.1333-03, охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населенных мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств; - сбором, хранением и обеззараживанием твердых бытовых отходов.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение содержится в Уставе муниципального образования.

Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ ч. 1 в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

п.4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

п.6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Гражданско-правовой порядок является преимущественной формой защиты.

Меры, принимаемые органами прокуратуры при предъявлении данного иска, направлены на предупреждение совершения административных правонарушений и устранения их последствий, защиты прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории населенного пункта.

В связи с чем, прокурор Михайловского района просил обязать администрацию МО «<данные изъяты>» устранить нарушения действующего законодательства по сбору, обезвреживанию, использованию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления, имеющихся на северо-западной окраине села размерами около 2 км на 2,5 км, очистив, указанную территорию.

В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района Шаранюк И.В. исковые требования полностью поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» Путинцев А.В. иск признал в полном объеме, представил суду письменное заявление о признании иска ответчиком, просил суд принять данное признание, сделанное добровольно, согласно воле и желанию ответчика, ему разъяснено и понятно, что в случае принятия судом признания иска ответчиком, выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Выслушав доводы помощника прокурора Михайловского района Шаранюк И.В., объяснения представителя ответчика администрации МО «<данные изъяты>» Путинцева А.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В силу ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия признания иска, и судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что ответчик администрация МО «<данные изъяты>» исковые требования прокурора Михайловского района признал полностью, последствия признания иска ответчиком сторонам разъяснены и понятны, суд принимает признание иска ответчиком администрацией МО «<данные изъяты>», считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Исковые требования прокурора Михайловского района суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Принять признание иска ответчиком администрацией МО «<данные изъяты>» Михайловского района Алтайского края и исковые требования прокурора Михайловского района удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию МО «<данные изъяты>» Михайловского района Алтайского края устранить нарушения действующего законодательства по сбору, обезвреживанию, использованию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления, имеющихся на северо-западной окраине села размерами около 2 км на 2,5 км, очистив указанную территорию.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней, через Михайловский районный суд.



Председательствующий: Н.В. Иванишина