Дело № 2-332-2010 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а так же с участием представителя истца Кречетова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кречетова В.М. в интересах Юрченко В.И., к ФИО1 и Лисевцевой А.К. о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Михайловский районный суд Алтайского края поступило исковое заявление от Кречетова В.М., в интересах Юрченко В.И., к ФИО1 и Лисевцевой А.К. о признании права собственности на земельный участок, согласно доводам которого, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Юрченко В.И. у Лисевцевой А.К. купил жилой дом площадью <данные изъяты> и надворные постройки при нем, летняя кухня, баня, навес, два сарая, по адресу: <адрес><адрес><адрес>, на земельном участке, принадлежащим администрации ФИО1 ФИО1ФИО1. Данный договор был зарегистрирован у Государственного нотариуса в реестре за № №, также договор зарегистрирован в ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на жилой дом перешло к нему, а земельный участок, согласно договора купли-продажи, остался принадлежать ФИО1. В настоящее время возникла необходимость оформления права собственности на земельный участок, но без судебного решения сделать этого не может. С учетом положений ст. 273 ГK РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости, покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость, передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В связи с чем, просит признать право собственности на земельный участок, по адресу <адрес> в размере <данные изъяты>.
Определением Михайловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5.
В судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ истец Юрченко В.И., представитель ответчика администрации ФИО1, ответчик Лисевцева А.К., представители третьих лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, <данные изъяты> не явились, надлежащим образом извещены, возражений на иск не поступило.
От представителей третьих лиц ФИО2 Храмовой Т.Н., ФИО5 Подойникова А.А., ФИО3 Капелькиной Ю.В. поступили письменные заявления, в которых, они просят рассмотреть дело без их участия. От представителя администрации ФИО3 Капелькиной Ю.В. поступил отзыв на исковое заявление, в котором не возражает против удовлетворения исковых требований.
Определением Михайловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, принят отказ представителя истца Кречетова В.М. от исковых требований в отношении ответчика Лисевцевой А.К. по гражданскому делу по исковому заявлению Кречетова В.М. в интересах Юрченко В.И. к администрации ФИО1 и Лисевцевой А.К. о признании права собственности на земельный участок, производство по гражданскому делу в этой части прекращено в связи с отказом истца от иска и принятии отказа судом
Суд, выслушав представителя Кречетова В.М., уточнившего исковые требования и просивших признать за Юрченко В.И. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, по <адрес>; исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым исковое заявление Юрченко В.И. удовлетворить в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В отношении продажи недвижимости закон устанавливает специальные требования – государственной регистрации подлежит как сам договор продажи жилого дома и земельного участка (п.1 ст. 558 ГК РФ), так и переход прав собственности на недвижимость.
Как следует из представленных материалов дела, договора купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ г., Юрченко В.И. приобрел у Лисевцевой А.К. домовладение, заключающееся в целом жилом бревенчатом доме полезной площадью <данные изъяты>., из них жилой площадью <данные изъяты>. и надворной постройкой при нем: <данные изъяты>, находящийся в <адрес> и расположенный на земельном участке, принадлежащем ФИО1 (л.д.5). Данный договор был зарегистрирован у Государственного нотариуса в реестре за № №, также договор зарегистрирован в ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельством на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей №№ подтверждается, что Лисевцева А.К. являлась собственником земельного участка <данные изъяты>, для ведения личного приусадебного хозяйства по адресу <адрес> (л.д.37).
Согласно кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), площадь земельного участка расположенного по адресу <адрес> составляет <данные изъяты>, в качестве собственника указана Лисевцева А.К.
Истец Юрченко В.И. прописан по указанному адресу со ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Из сообщения ФИО2 (л.д.14), следует, что сведения о правах Юрченко В.И. на имеющийся у него объект недвижимости в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют.
Вместе с тем, отсутствие регистрации, которой подлежит сделка купли-продажи земельного участка, заключенной между Юрченко В.И. и Лисевцевой А.К. в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» само по себе в данном случае не должно порождать неблагоприятных для сторон последствий.
Обязательства по письменному договору сторонами выполнены надлежащим образом, земельный участок с расположенным на нем жилым домом передан покупателю Юрченко В.И., который со своей стороны уплатил продавцу оговоренную сумму пять миллионов рублей. Указанные обстоятельства никем не оспаривались.
Таким образом, Юрченко В.И. является законным владельцем указанного имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст. 305 ГК РФ.
Лисевцева А.К. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющимися документами.
При таких обстоятельствах к возникшим правоотношениям возможно применить аналогию п. 3 ст. 551 ГК РФ – суд вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности, в случае когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость.
Согласно п. 2 ст. 552 ГК РФ в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находиться продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
В силу п. 1 ст. 556 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Одним из оснований приобретения право собственности п. 2 ст. 218 ГК РФ называет договор купли-продажи, поэтому у суда нет оснований отказать истцу в удовлетворении требований.
Согласно справке начальника отдела дознания УГПН ГУ МЧС России по Алтайскому краю жилой дом, надворные постройки: <данные изъяты>, по адресу <адрес>, были уничтожены и повреждены в результате пожара (л.д.44).
Свидетель ФИО7. показала, что она является супругой Юрченко В.И. В ДД.ММ.ГГГГ они у Лисевцевой А.К. купили дом с земельным участком, сразу рассчитались с ней. Землю в органе регистрации не регистрировали. В ДД.ММ.ГГГГ им сказали, что Лисевцева А.К. умерла. Ни она, ни её дети не претендовали на имущество. Они пользовались земельным участком, платили налоги, но все документы сгорели.
Свидетель ФИО8. показала, что является соседкой Юрченко. Она их знает с ДД.ММ.ГГГГ, они односельчане. Дом, в котором они проживали, это их дом, а у кого они купили она не помнит. У них до пожара был <данные изъяты>. Всем этим они пользовались. Спора о праве собственности не возникало. Во время пожара все сгорело.
Свидетель ФИО6. суду показал, что является сыном Юрченко В.И. Дом покупали его родители в ДД.ММ.ГГГГ у Лисевцевой А.К. При покупке дома покупали землю. На земельном участке были постройки: <данные изъяты>. Претензий Лисевцева А.К. не предъявляла. Родители пользовались землей, платили налоги, содержали животных. Спора о наследстве не было.
Истец обоснованно предъявил требования к администрации ФИО1, поскольку обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В судебном заседании доказательств о принятии наследства Лисевцевой А.К. после её смерти, суду не представлено.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации земельного участка переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Кречетова В.М., в интересах Юрченко В.И., к ФИО1 о признании права собственности на земельный участок, подлежит удовлетворению, в связи с чем, считает необходимым признать за Юрченко В.И. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>. метров, по <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кречетова В.М. в интересах Юрченко В.И. к Администрации ФИО1 о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать за Юрченко В.И. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, по <адрес>
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме, через Михайловский районный суд.