о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-408/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 г. с. Михайловское

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Жежера О.В.,

при секретаре Токаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Деревянко Тамары Николаевны к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Михайловском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно и назначении трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Деревянко Т.Н. обратилась в суд с иском к Главному Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Михайловском районе о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в стаж, назначении пенсии и взыскании судебных расходов, в обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ в Михайловском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности и представлены соответствующие документы. На основании решения ГУ УПФ РФ в Михайловском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении трудовой пенсии было отказано по той причине, что у неё отсутствует специальный стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии. В связи с чем, просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ГУ УПФ РФ в Михайловском районе включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности преподавателя Михайловской детской школы искусств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с момента обращения за ней с ДД.ММ.ГГГГ, а так же взыскать расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей, и расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 3500 рублей.

Истец Деревянко Т.Н. и её представитель Смирнов А.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить, истец пояснила, что работала полный рабочий день, на полную ставку, работа связана с воспитанием детей, находилась в учебных отпусках, получая среднее и высшее образование.

Представители ответчика к ГУ ПФ РФ в Михайловском районе Чупиков П.В. и Воробьев А.В. возражали против иска, представ мотивированный отзыв, не оспаривая факт занятия педагогической деятельностью. Чупиков П.В. пояснил, что в льготный стаж не были засчитаны периоды нахождения в учебных отпусках.

Представитель третьего лица МОУ ДО Михайловская детская школа искусств Юрова Е.Н. поддержала исковые требования, пояснила, что истица добросовестно, более 25 лет занималась педагогической деятельностью, работа в качестве преподавателя носила воспитательный характер и была связана с детьми.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и пенсионное дело, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Деревянко Т.Н. принята на работу в качестве преподавателя Михайловской детской школы искусств, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, с ДД.ММ.ГГГГ она принята в качестве преподавателя фортепиано и концертмейстера в Михайловскую детскую школу искусств, где работает до настоящего времени, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ Деревянко Т.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Из решения ГУ УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в назначении досрочной трудовой пенсии Деревянко Т.Н. отказано в связи с отсутствием у неё специального стажа, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ выработан пед.стаж менее 16 лет 8 месяцев, что необходимо в соответствии с требованиями п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочно назначении пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.5).

В постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 содержится условие о назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет педагогическим работникам, если на 01.01.2001 г. они имели специальный стаж по педагогической деятельности не менее 16 лет и 8 месяцев.

Статьей 28 пунктом 10 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 29.11.2003) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как указал конституционный Суд РФ в своем определении от 17.12.2009 г. №1580 законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации в пункте 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждать соответствующий Список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения указанных категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2004 года N 197-О).

Федеральный закон РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 29.11.2003) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает такого условия для назначения досрочной пенсии по выслуге лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, как необходимость иметь специальный стаж 16 лет 8 месяцев на 01.01.2001 г.

Поэтому установленные в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 ограничения, как умаляющие права граждан на пенсионное обеспечение, в силу судебной практики Конституционного Суда РФ, а также верховенства закона и Конституции РФ, не должны применяться.

Так в соответствии со ст.55 ч.3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав граждан и законных интересов других лиц обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку названное постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 в части установления в п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия на 1 января 2001 г. иметь стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, противоречит не только федеральному закону « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но и Конституции РФ (ст.55 ч.3), оно не подлежит применению.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Истец, начав свою трудовую деятельность в 1985 году в качестве преподавателя фортепиано и концертмейстера в Детской школе искусств, по действовавшему в тот период законодательству имел право на зачет его работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, отработав по педагогической деятельности не менее 25 лет.

Аналогичное право на досрочную пенсию по выслуге лет для педагогических работников сохранено и в новом Законе РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Работа в качестве преподавателя Михайловской детской школы искусств, как по ранее действующему законодательству, так и по законодательству, действующему в настоящий период, относится к педагогической деятельности согласно списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно справки, уточняющей стаж работы в связи с осуществлением педагогической деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании приказов, лицевых счетов и табелей учета рабочего времени, Деревянко Т.Н. предоставлялись оплачиваемые отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для обучения в Барнаульском музыкальном училище и Глазовском государственном педагогическом институте.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 Приложения N 6 к инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку Деревянко Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждении, которое является образовательным, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, а потому с учетом положений ст.ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем доводы ответчиков в данной части несостоятельны.

Таким образом, льготный стаж у Деревянко Т.Н. составляет 25 лет 1 месяц 3 дня, что дает ей право на назначение пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

В соответствии с п.п.1, 2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. С указанным заявлением истица обратилась в соответствующий орган ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать все понесенные им по делу судебные расходы - 200 руб. расходы по оплате государственной пошлиной, а также исходя из принципа разумности и справедливости расходы по оплате услуг представителя в размере 2500 рублей.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Деревянко Тамары Николаевны удовлетворить в части.

Признать право Деревянко Тамары Николаевны на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды работы в должности преподавателя Михайловской детской школы искусств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Михайловском районе Алтайского края назначить трудовую пенсию по старости Деревянко Тамаре Николаевне с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента первичного обращения с заявлением о назначении пенсии.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Михайловском районе Алтайского в пользу Деревянко Тамары Николаевны расходы по госпошлине 200 руб., за услуги представителя 2500 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Михайловский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья О.В. Жежера