иск прокурора Михайловского района к администрации Малиновоозерского поссовета о признании незаконным бездействия по не направлению уведомления об осуществлении обработки данных



Дело № 2-216-2011 год

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

с. Михайловское                                                                 25 апреля 2011 года

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

при секретаре Клипа Т.А.,

а также с участием представителя истца помощника прокурора Михайловского района Алтайского края Шаранюк И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по не направлению уведомления об осуществлении обработки персональных данных в Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Михайловский районный суд Алтайского края поступило исковое заявление прокурора Михайловского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по не направлению уведомления об осуществлении обработки персональных данных в Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю, в обоснование указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения законодательства о персональных данных, по результатам которой установлено следующее. В соответствии с п.п.1, 2, 3, 4, 5, 10 ст. 3 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных.

Согласно ч.1 и 3 ст. 22 Федерального закона «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23 Федерального закона «О персональных данных» закрепляет, что уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на которых возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

В ходе проверки исполнения требований законодательства об обработке персональных данных в деятельности Администрации Малиновоозерского поссовета, установлено, что Администрация поссовета ведется учет личных данных граждан, проживающих на территории поссовета, в связи с чем, Администрация поссовета относится к операторам персональных данных.

Часть 4 ст. 25 Федерального закона «О персональных данных» закрепляет, что операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм, Администрацией Малиновоозерского поссовета уведомление о своем намерении осуществлять обработку персональных данных в Управление Роскоманадзора по Алтайскому краю не направлено. Согласно ответа Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю, уведомление об обработке персональных данных Администрацией Малиновоозерского поссовета в их адрес не направлялось.

Данное бездействие нарушает порядок обработки персональных данных, а также не обеспечивается защита прав лиц, проживающих на территории сельсовета.

Бездействие поссовета влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании и во взаимосвязи с ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах. Просил признать незаконным бездействие Администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края по не направлению уведомления об осуществлении обработки персональных данных в Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю. Обязать Администрацию Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края уведомить Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю об осуществлении обработки персональных данных лиц, проживающих на территории Малиновоозерского поссовета.

В судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края, представитель третьего лица Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю не явились, надлежащим образом были извещены, ходатайств об отложении не поступило. От представителя третьего лица Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю ФИО5 поступил отзыв на исковое заявление, в котором исковое заявление прокурора Михайловского района поддерживает и просит дело рассмотреть без его участия.

Суд, выслушав представителя истца помощника прокурора Михайловского района Алтайского края Шаранюк И.В. уточнившую исковые требования, и просившую признать бездействие Администрации Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского по не направлению уведомления об осуществлении обработки персональных данных в Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю, - незаконным. Обязать Администрацию Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского уведомить Управление Роскомнадзора по Алтайскому краюоб осуществлении обработки персональных данных лиц, проживающих на территории Малиновоозерского посСовета, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшую уточненные исковые требования в полном объеме, исследовав материалы дела, находит требования прокурора Михайловского района Алтайского края подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О персональных данных», настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой Михайловского района была проведена проверка исполнения законодательства о персональных данных, по результатам которой установлено, что Администрация Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского края осуществляет обработку персональных данных и является оператором обработки персональных данных. Что так же подтверждается копией устава (л.д. 6-7)

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 22 ФЗ «О персональных данных», оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 4 ст. 25 ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

В нарушение указанных требований Администрацией Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского края уведомление об осуществлении обработки персональных данных в Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю, не направлено (л.д.5).

Статьей 23 Федерального закона «О персональных данных» предусмотрено, что уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на которых возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

В связи с не направлением Администрацией Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского края уведомления Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю был направлен запрос (л.д.16).

Из отзыва на исковое заявление следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года Администрация Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского края ответ на запрос в адрес Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю не поступил.

При таких обстоятельствах, учитывая, что бездействие ответчика нарушает порядок обработки персональных данных, а также не обеспечивается защита прав лиц, проживающих на территории Малиновоозерского поссовета, суд признает бездействие Администрации Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского по не направлению уведомления об осуществлении обработки персональных данных в Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю, - незаконным. И считает необходимым возложить на Администрацию Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского обязанность уведомить Управление Роскомнадзора по Алтайскому краюоб осуществлении обработки персональных данных лиц, проживающих на территории Малиновоозерского посСовета, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           Исковые требования прокурора Михайловского района Алтайского края, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского края, удовлетворить в полном объеме.

           Признать бездействие Администрации Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского по не направлению уведомления об осуществлении обработки персональных данных в Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю, - незаконным.

           Обязать Администрацию Малиновоозерского посСовета Михайловского района Алтайского уведомить Управление Роскомнадзора по Алтайскому краюоб осуществлении обработки персональных данных лиц, проживающих на территории Малиновоозерского посСовета, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

        Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме, через Михайловский районный суд.      

Председательствующий:                                                  И.Е.Иванова