Дело № 2-334/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Михайловское 27 мая 2011 года
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Жежера О.В.,
при секретаре Токаревой Е.А.,
с участием представителя прокуратуры Гайдара Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Михайловского района в интересах Краснюковой Галины Ильиничны к Государственному учреждению Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал №4 ГУ АРО ФСС) о признании действия незаконным, обязании предоставить путевки на санаторно-курортное лечение за 2010г. за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Алтайского края обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ходе проведенной проверки прокуратурой Михайловского района по обеспеченности инвалидов района путевками на санаторно-курортное лечение в 2010г. установлено, что Краснюковой Г.И. такая путевка не предоставлена. Краснюкова Г.И. является инвалидом третьей группы, в связи с чем, в силу ФЗ «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от 17.07.1999г. истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст.6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п.3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года. ДД.ММ.ГГГГ истец Краснюкова Г.И. обратилась в Филиал № 4 ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ с заявлением на предоставление направления в санаторно-курортное учреждение, подтвердив нуждаемость в санаторно-курортном лечении справкой, которая выдана ей ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени путевкой не обеспечена.
Не обеспечение истца путевкой в 2010 году произошло по причинам, от нее не зависящим, в том числе и вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ.
В силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса РФ, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Закон так же не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истца осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Прокурор Михайловского района просит обязать ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ предоставить Краснюковой Г.И. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, просил об их удовлетворении.
Истец Краснюкова Г.И. и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Швец Н.С. ранее в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснила о том, что в 2010г. истец Краснюкова Г.И. имела право на предоставление путевки, обратившись с заявлением на предоставление путевки ДД.ММ.ГГГГ однако, срок действия справки, составляющий 6 месяцев, истек в августе 2010г., новую медицинскую справку она не предоставила. В настоящее время не имеется возможности предоставить Краснюковой Г.И. путевку. В 2011 году Краснюкова Г.И. воспользовалась своим правом на выбор формы получения государственной социальной помощи и отказалась от набора социальных услуг на 2011 год в пользу получения ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости социальных услуг.
Кроме того, ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ представило письменный отзыв на исковое заявление прокурора Михайловского района, в котором указало, что в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, право на получение социальных услуг (и, в частности, санаторно-курортного лечения) возникает у гражданина в случае, если:
а) сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателем социальных услуг в определенном календарном году;
б) у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме <данные изъяты>;
в) гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена гражданину, имеющему право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, только при наличии у него всех вышеперечисленных условий. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным. Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», периодом предоставления гражданам набора социальных услуг (социальной услуги) является календарный год. Согласно статье 6.2. Федерального закона № 178-ФЗ основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний.
Согласно пункту 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2006 года № 256, срок действия справки составляет 6 месяцев.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ (пункт 3.7. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2004 года № 328).
Для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение. Следовательно, при обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления.
За 2010г. в Михайловском районе не обеспечены путевками 19 человек по тем причинам, что обязательства Фонда и его исполнительных органов ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета. Заявки о предоставлении санаторно-курортных путевок удовлетворяются в порядке очереди, обеспечить всех нуждающихся инвалидов в санаторно-курортном лечении в период действия поданных ими справок формы № <данные изъяты> исполнительный орган Фонда не имел возможности. В связи с вышеизложенным, представитель ответчика просил суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующим правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Пунктом 3 ст.6.5 Закона предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.3.1 данного Приказа, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Судом из пояснений сторон, материалов дела установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Истец Краснюкова Г.И. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена повторно на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждаются справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Сведения о Краснюковой содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком.
Истцу Краснюковой Г.И., как инвалиду, показано санаторно-курортное лечение, что подтверждается медицинской справкой от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в Федеральном законе.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Таким образом, данный закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение санаторно-курортной путевки при наличии определенных обстоятельств (медицинских показаний, отказа от денежной компенсации и др.). Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование.
Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в ст.6.1 предусмотрены категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.
Согласно ч.2 ст. 6.3 указанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
При этом граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04 (пункт 3.6 Порядка). Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
В силу п. 3.7 данного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Поскольку Краснюкова Г.И. до ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив к нему справку о нуждаемости в таком лечении, что не оспаривалось ответчиком, то у нее возникло право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году.
При этом то обстоятельство, что в августе 2010г. срок действия справки истек, не может служить основанием для отказа в предоставлении Краснюковой Г.И. путевки, так как при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки истец подтвердил свою нуждаемость в санаторно-курортном лечении соответствующей справкой.
Кроме того, в материалах дела имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ № о нуждаемости Краснюковой Г.И. в санаторно-курортном лечении в период с августа 2010г. и по настоящее время (л.д.36).
Помимо этого, суд учитывает, что в силу п.п.1.6, 1.7 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, справка носит предварительный информативный характер. После получения путевки больной обязан не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия явиться к лечащему врачу, выдавшему ему справку для получения путевки, с целью проведения необходимого дополнительного обследования. Таким образом, истечение срока действия справки после обращения с соответствующим заявлением не исключает получение путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку наличие медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний может быть уточнено на стадии дополнительного обследования.
Доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления истцом обновленной справки формы N 070/у-04 и подтверждении медицинских показаний для лечения в период с августа 2010г. до конца года, ей могла быть предоставлена путевка, не нашли подтверждения в судебном заседании. Согласно справки ГУ АРО ФСС, приобщенной к материалам дела (л.д.26), после подачи заявления, Краснюкова поставлена в очередь на получение путевки под № 22 по заболеванию системы кровообращения. За период с февраля по август 2010г. по этому профилю заболевания обеспечено путевками 7 человек согласно очередности. Однако, сведений, подтверждающих, что с августа и до конца 2010г. имелась реальная возможность предоставить истице путевку с учетом профиля заболевания, которая упущена ввиду истечения срока действия справки формы N 070/у-04, ответчиком не предоставлено. Приобщенная к материалам дела справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42), согласно которой имели место пять случаев отказа в 2010г. от предложенных льготных путевок (без учета профиля заболевания), вышеприведенные доводы ответчика не подтверждает.
То обстоятельство, что в 2011 году истец отказался от набора социальных услуг, не имеет в данном случае правового значения, поскольку разрешению подлежал вопрос о предоставлении Краснюковой Г.И. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, на получение которой она имеет право, однако не по своей вине своевременно не получила.
При установленных обстоятельствах у суда имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора в интересах Краснюковой Г.И. о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение за 2010.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать действия ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал № 4 ГУ АРО ФСС) по не представлению Краснюковой Галине Ильиничне путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году незаконными.
Обязать ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал №4 ГУ АРО ФСС) предоставить Краснюковой Галине Ильиничне путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год и за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ государственную пошлину в размере 200 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Михайловский районный суд.
Судья О.В. Жежера