о признании незаконным постановления гос.органа



Дело № 2-271/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Михайловское                                                                                                    07 июля 2011 года

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                                            Жежера О.В.

при секретаре                                                         Токаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипова Василия Ивановича к Муниципальному образованию Михайловский сельсовет Михайловского района Алтайского края, Муниципальному образованию Михайловский район Алтайского края о признании действий по отмене постановления незаконным, признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

          УСТАНОВИЛ:

Осипов В.И. обратился в суд с иском к администрации МО Михайловский сельсовет о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Осипова В.И.», признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование иска ссылается на то, что является участником Великой Отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Михайловского сельсовета с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении. Постановлением сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ он, как участник Великой Отечественной войны (ВОВ), признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве такового. Однако, впоследствии по протесту прокурора Михайловского района постановление от ДД.ММ.ГГГГ было отменено на основании постановления сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ как противоречащее действующему законодательству. Считает, что оснований для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ не имелось, поскольку договор дарения внучке ФИО7 принадлежащего ему и его супруге жилого дома по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был заключен без цели постановки на учет в качестве нуждающегося, а ввиду того, что он с супругой нуждаются в обязательном уходе. Помимо этого, подаренный дом не отвечает требованиям для жилых помещений (не имеет центрального отопления). По мнению истца оспариваемое решение не соответствует положениям Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», т.к. он на праве собственности жилого помещения не имеет, проживает и зарегистрирован в доме, принадлежащем его внучке ФИО7

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование Михайловский район Алтайского края, осуществляющее учет признанных нуждающимися в жилом помещении (улучшении жилищных условий) граждан.

Истец Осипов В.И. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом ранее принадлежал ему и супруге Осиповой А.П., приобретенный в порядке приватизации, ДД.ММ.ГГГГ был подарен внучке ФИО7 с намерением, что бы в дальнейшем не было спора между родственниками и она осуществляла за ними уход, в котором супруги нуждаются в силу состояния здоровья и преклонного возраста, помимо этого в доме отсутствует центральное отопление, а им хотелось бы проживать в благоустроенной квартире. Считает, что ввиду отсутствия у него в собственности жилья, он, как участник Великой Отечественной войны, должен быть обеспечен жильем на основании Указа Президента Российской Федерации № 714.      

Представитель ответчика администрации МО Михайловский район Капелькина Ю.В. с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, поскольку постановление сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ правомерно отменено ввиду отсутствия законных оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, т.к. он, подарив внучке долю в праве собственности на жилое помещение, остался в нем проживать, тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия. Более того, в ДД.ММ.ГГГГ Осипову, как участнику Великой Отечественной войны, было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и его улучшении ввиду того, что у него имелся в собственности жилой дом, площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляет более 30 кв.м., что превышает установленную учетную норму 12кв.м., в связи с чем ему было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Помимо этого, ДД.ММ.ГГГГ Осипову предоставлена единовременная выплата на ремонт жилья в сумме 17800 руб.

Представитель ответчика администрации МО Михайловского сельсовета Криничная Е.В. не явилась в судебное заседание, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании полагала возможным принять решение на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как усматривается из материалов дела, Осипов В.И. является участником Великой Отечественной войны (л.д.158), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта и выпиской из домовой книги (л.д.4, 99).

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности внучке истца - ФИО7 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Осиповым В.И. и Осиповой А.П. (л.д.90-91, 94-96).

При этом из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> в <адрес>, на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ первоначально был передан Осипову В.И. и проживающим с ним членам семьи (л.д.46-47). За Осиповым В.И. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок, а также на праве общей совместной собственности с супругой Осиповой А.П. на жилой дом по <адрес>, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92,93).     

Впоследствии на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанный дом и земельный участок перешло к внучке истца ФИО7

Вместе с тем, что право пользования данным жилым помещением у Осипова В.И. прекращено не было. Последний был зарегистрирован в спорном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, после перехода права собственности с регистрационного учета снят не был, ограничений в пользовании жилым помещением не установлено. Кроме того, между ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и Осиповым В.И. заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97-98). Таким образом, после смены собственника жилого помещения основанием проживания в нем истца явился договора безвозмездного пользования, что исключает пользование данным помещением на правах члена семьи собственника. Супруга истца Осипова А.П. также осталась проживать и быть зарегистрированной по прежнему адресу, согласно выписки из домовой книги.

Статьей 23.3 ФЗ «О ветеранах», предусматривающей, что для постановки на учет орган местного самоуправления устанавливает нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Согласно п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 50 ЖК учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой площади не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом. Решением Михайловского сельского Совета народных депутатов Михайловского района Алтайского края от 22.07.2008г. № 30 учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи (л.д.103). Исходя из площади квартиры по <адрес> (60,8 кв.м.) и количества проживающих (2 чел.), на Осипова В.И. приходится больше указанной нормы. Собственник жилого дома по <адрес> ФИО7 зарегистрирована по <адрес>1 в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100), является студенткой 5 курса лечебного факультета АГМУ (л.д.79), и совместно с истцом не проживает.

ДД.ММ.ГГГГ Осипов В.И. обратился в администрацию Михайловского сельсовета с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на отсутствие в собственности жилья (л.д.88-89).

Постановлением администрации Михайловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Осипов В.И., как участник Великой Отечественной войны, признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6, 81-82).

Постановлением администрации Михайловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено как противоречащее действующему законодательству, в соответствии с протестом, внесенным прокурором Михайловского района. В протесте указано, что Осипов намеренно ухудшил свои жилищные условия путем заключения договора дарения, признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося с ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ст. 53 ЖК РФ, ст. 6 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (л.д.5, 7-8).

В соответствии с п.2 ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005г. № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Учитывая, что обжалуемое постановление вынесено полномочным лицом, что усматривается из положений Устава МО Михайловский сельсовет Михайловского района Алтайского края (ст.3, 38), Устава МО Михайловский район Алтайского края (ст.48), нарушений порядка его принятия не установлено, суд приходит к выводу, что у главы сельсовета имелись законные основания для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ, принятого без учета норм действующего законодательства.

В судебном заседании установлено, что истцом Осиповым В.И. не представлено доказательств того, что жилищные условия им ухудшены в силу иных обстоятельств, а не преднамеренных действий.

Данный вывод суда подтверждается материалами дела, из которых усматривается, что после заключения договора дарения Осипов В.И. продолжал быть зарегистрированным и фактически продолжал проживать в указанном доме.

Таким образом, действия Осипова В.И. по дарению принадлежащего ему на праве общей долевой собственности жилого дома действительно свидетельствуют о намеренном ухудшении им своих жилищных условий, поскольку до заключения данного договора Осипов В.И., являясь собственником жилого помещения, не нуждался в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, отчуждение принадлежащей истцу доли в доме, при отсутствии у него других жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма, привело к возникновению у истца оснований относить его к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, следовательно, позволило истцу в последующем обращаться в соответствующие органы по вопросу оказания ему мер социальной защиты в виде обеспечения жильем.

Вывод суда о том, что Осипов В.И., являясь собственником жилого помещения, не нуждался в улучшении жилищных условий, основан на материалах дела.

Ответчиком предоставлена информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ Осипов В.И. обращался в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении жилого помещения, в удовлетворении которого отказано ввиду того, что он, являясь собственником жилого помещения по <адрес>, общей площадью 61,5 кв.м., где проживает совместно с женой, обеспечен жильем из расчета 30,75 кв.м. на каждого члена семьи, при установленной в Михайловском районе уточной норме 12 кв.м. В рамках рассмотрения данного заявления было проведено обследование дома и, с учетом того, что дом не признан непригодным для проживания, включен в списки на ремонт. Осиповым получена единовременная выплата на ремонт жилья ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17800 руб. (л.д.75,76,80,84-86). Данные обстоятельства не оспаривались истцом в судебном заседании.

С учетом изложенного, довод истца о том, что занимаемое им жилое помещение является непригодным для проживания, не нашел подтверждения в судебном заседания и опровергнут исследованными выше доказательствами.

То обстоятельство, что истец, в силу преклонного возраста и состояния здоровья, являясь инвалидом второй группы, нуждается в постороннем уходе, подтверждено в судебном заседании (л.д. 15-17, не может являться основанием для признания его нуждающимся у жилом помещении. Кроме того, по данным УПФР в Михайловском районе компенсация нетрудоспособному лицу, осуществляющему уход за Осиповым В.И., 1927 г.р., не назначалась (л.д.74); по данным КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Михайловского района» супруги Осиповы поставлены на очередь на социальное обслуживание на дому ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления истца, поданного ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после обращения с иском в суд (л.д.77,78).

Анализируя установленные обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления администрации Михайловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ поскольку им правомерно отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в нарушение действующего законодательства, т.к. оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении не имелось по изложенным выше причинам.

Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Осипова В.И., в связи с чем отказывает в иске в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Осипова Василия Ивановича отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Михайловский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированном виде.

Судья                                                                                                      О.В. Жежера