Решение по делу по иску о предоставлении в не очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-435/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Михайловское        07 декабря 2011 года

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Иванишиной Н.В.,

при секретаре Ковалевой Ю.А.,

с участием пом. прокурора Михайловского района Шаранюк И.В.,

представителя истца Яковлева В.А. - Макаренко А.А.,

представителя ответчика администрации Михайловского района Алтайского края Морозкиной Е.А.,

представителя органа опеки и попечительства Михайловского района Бушминой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района в интересах Яковлева Вадима Анатольевича к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Михайловского района о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Михайловского района в интересах Яковлева В.А. обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что Яковлев В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Яковлева В.А. - отец ФИО3 умер, а мать ФИО4 решением Михайловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Постановлением администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в льготную очередь среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени он жильем не обеспечен. Просил обязать ответчиков предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из 3 и более человек.

При рассмотрении дела прокурор уточнил исковые требования и просил обязать ответчиков предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение в черте села Михайловское Михайловского района Алтайского края, общей площадью не менее 33 квадратных метров, вне очереди.

Истец Яковлев В.А., представители ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, третьего лица Администрации Алтайского края в суд не явились, были извещены надлежащим образом, от представителей ответчика и третьего лица поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании пом. прокурора Михайловского района Шаранюк И.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель истца Яковлева В.А. - Макаренко А.А. уточненные исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель органа опеки и попечительства Михайловского района Бушмина Н.Е. уточненные исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что Яковлев В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет на получение жилья. Однако до настоящего времени он жильем не обеспечен.

Представитель ответчика администрации Михайловского района Морозкина Е.А. возражала об удовлетворении требований прокурора по тем основаниям, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в связи с чем администрация Михайловского района является ненадлежащим ответчиком по делу.

Ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым исковые требования прокурора Управление не признает по тем основаниям, что в нарушение Положения, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 г. № 145, сведения о Яковлеве В.А. для включения его в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, органом местного самоуправления в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не направлялись. Вопрос о наличии у истца права на предоставление жилого помещения не рассматривался; решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не принималось. Краевая адресная инвестиционная программа на 2011 год сформирована без учета Яковлева В.А. Кроме того, требования прокурора о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, являются необоснованными, так как право на предоставление указанного жилого помещения имеет непосредственно лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которому жилое помещение предоставляется исходя из нормы предоставления, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 г. № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», которая составляет не менее 33 кв. м. Наличие у истца семьи не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Представитель третьего лица Администрации Алтайского края представил отзыв на исковое заявление, согласно которому право на предоставление жилого помещения имеет только лицо из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не члены его семьи, в связи с чем требования прокурора Михайловского района о предоставлении Яковлеву В.А. жилого помещения не менее 18 кв.м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения пом. прокурора Михайловского района Шаранюк И.В., представителя истца Яковлева В.А. - Макаренко А.А., представителя органа опеки и попечительства Михайловского района Бушминой Н.Е., представителя администрации Михайловского района Морозкиной Е.А., исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании пребывания детей указанной категории в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из материалов дела усматривается, что Яковлев Вадим Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в городе Усть-Каменогорске <адрес> (л.д. 9). Его мать - ФИО4 решением Михайловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении него родительских прав (л.д. 10-11),

Постановлением администрации села Михайловское Михайловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего Яковлева В.А. была назначена бабушка ФИО11, проживающая по адресу: <адрес> (л.д. 13), где с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Яковлев В.А. значится зарегистрированным по месту жительства, что подтверждается паспортом Яковлева В.А. (л.д. 16) и справкой о составе семьи.

Из ходатайства органа опеки и попечительства председателю районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилое помещение за Яковлевым В.А. не закреплялось.

Согласно Выписке из протокола заседания районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев В.А. обратился в администрацию Михайловского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. На период обращения Яковлеву В.А. исполнился 21 год. Районной жилищной комиссией принято решение Яковлева В.А. поставить в очередь по программе «Дети-сироты».

Постановлением Администрации Михайловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев В.А. признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет для внеочередного получения жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 8), где жильем не обеспечен (л.д. 7).

Из информации, представленной Комитетом по образованию администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Яковлев В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ поставлен в очередь, как не имеющий жилья. На ДД.ММ.ГГГГ он значится за (краевой ) в реестре на получение краевой безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных органами местного самоуправления в очереди на получение жилья. Так как в районе нет возможности выделять субсидии на приобретение жилья для указанных лиц, то данную проблему разрешить в настоящее время не представляется возможным (л.д. 7).

Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из реестра на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных органами местного самоуправления в очереди на получение жилья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и информацией, представленной Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым Яковлев В.А. включен в краевой реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение целевой безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья за . Дата постановки в очередь на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления - ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем судом установлено и следует из материалов дела, что Яковлев В.А. каких-либо жилых помещений на праве собственности или ином праве не имеет, что подтверждается справками от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Михайловского производственного участка Кулундинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю (л.д. 12), уведомлением Михайловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 48).

Согласно справке Главного управления по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , договор социального найма с Яковлевым В.А. не заключался.

По информации Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи от ДД.ММ.ГГГГ , безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья Яковлеву В.А. не выделялась.

Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиямипо социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (п. 4 ст. 1 Закона).

Статьей 4 указанного выше Закона прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, не ниже установленных социальных норм.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 г. № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 8 указанного выше Закона устанавливает норму предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.

В соответствии со ст. 4 названного Закона органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими. Ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно ст. 6 Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края (ст. 11 Закона).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из смысла части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 г. № 145, которое является надлежащим ответчиком по делу, и поэтому суд считает необходимым возложить на него обязанность по предоставлению жилья Яковлеву В.А.

Оснований для удовлетворения исковых требований к администрации Михайловского района не имеется.

Доводы ответчика о том, что Яковлев В.А. не включен в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений краевого жилищного фонда по договору социального найма, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. При этом суд учитывает, что данное обстоятельство не лишает истца возможности реализовать свое право на предоставление жилого помещения, закрепленное в законе.

Закрепленного жилья Яковлев В.А. не имеет, жилым помещением, как лицо, состоящее на учете среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен, безвозмездная субсидия на приобретение или строительство жилья ему не выдавалась. Доказательств обратного сторона ответчика по правилам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представила.

Согласно ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма площади жилого помещения, т.е. минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра.

По договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 8 настоящего Закона (ст. 9 Закона Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края»).

С учетом изложенного истцу должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м, находящееся в черте с. Михайловское Михайловского района Алтайского края.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования прокурора Михайловского района в интересах Яковлева В.А. удовлетворить частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Михайловского района в интересах Яковлева Вадима Анатольевича удовлетворить частично.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Яковлеву Вадиму Анатольевичу по договору социального найма жилое помещение в черте с. Михайловское Михайловского района Алтайского края, общей площадью не менее 33 квадратных метров, вне очереди.

В удовлетворении исковых требований к администрации Михайловского района Алтайского края отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, через Михайловский районный суд.

Председательствующий:                                                 Н.В. Иванишина