исковое заявление о признании незаконными действий по отказу в включение в список лиц,имеющих право на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.



Дело № 2-460/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Михайловское                                                                                                       21 декабря 2011 года

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                                            Жежера О.В.

при секретаре                                              Токаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варенниковой Клавдии Яковлевны к Муниципальному образованию Михайловский район Алтайского края о признании незаконными действий по отказу во включении в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий, признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

                                                                   УСТАНОВИЛ:

Варенникова К.Я. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию Михайловский район Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации Михайловского от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении её в список лиц, имеющих право на получение субсидии в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714, об обязании поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семьи умершего участника ВОВ, с включением её в список лиц, имеющих право на получение субсидии в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714. В обоснование иска ссылается на то, что она является вдовой инвалида Великой отечественной войны, и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством РФ для членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, в связи с чем обратилась с заявлением в администрацию Михайловского района о признании её нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации Малиновоозерского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве таковой. Однако, впоследствии решением жилищной комиссии администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ ей, как вдове инвалида ВОВ, отказано в постановке в очередь на получение субсидии по обеспечению жильем ветеранов ВОВ на основании п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации. По мнению истца, оспариваемое решение не соответствует положениям Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», поскольку договор купли-продажи принадлежащей ей квартиры по <адрес> был заключен ДД.ММ.ГГГГ, а умысел на продажу данной квартиры возник еще до введение в действие п.3.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается архивной копией газеты «Сельская правда» от ДД.ММ.ГГГГ , так как квартира не имеет ванной комнаты, постоянно холодно. Кроме того, истица находится в преклонном возрасте, является вдовой инвалида ВОВ. Её переезд к дочери и продажа квартиры, в которой не возможно проживать престарелому человеку, были вынужденными, без намерения ухудшить свои жилищные условия с целью постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель истца Ларченко Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования своего доверителя в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, пояснила, что в действиях Варенниковой К.Я. не было умысла на ухудшение жилищных условий на момент продажи квартиры. В силу своего возраста она не могла понимать последствий, которые влекут ее действия. Кроме того, она не знала об изменениях в Закон «О ветеранах» подписании Президентом Указа, улучающим ее положение и дающим право на получение субсидии. Об отсутствии умысла и преднамеренности действий говорит архивная справка, подтверждающая подачу объявления о продаже квартиры в ДД.ММ.ГГГГ, тогда как изменения в ст. 23.2 Закона «О ветеранах» внесены 21.12.2009г. Считает, что ввиду отсутствия у истца в собственности жилья, она, как вдова инвалида Великой Отечественной войны, должна быть обеспечена жильем на основании Указа Президента Российской Федерации № 714.      

Представитель ответчика администрации МО Михайловский район Морозкина Е.А. в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда, пояснив, что представители администрации произвели осмотр проданной истицей квартиры. Площадь квартиры была больше, чем предусмотрена учетной нормой жилой площади, установленной на территории Алтайского края, проведено центральное отопление, каких-либо жалоб от жильцов дома на качество предоставляемых услуг за последние годы не поступало. При вынесении решения об отказе в постановке на учет комиссии было известно, что продажа квартиры Варенниковой К.Я. состоялась по причине её частичной благоустроенности, а именно отсутствия ванной комнаты. Комиссия отказала Варенниковой К.Я. в постановке в список на получении субсидии по обеспечению жильем ветеранов в связи с тем, что она стояла на учете как нуждающаяся в жилых помещениях менее 5 лет с момента совершения сделки купли-продажи жилого дома.

Представитель третьего лица администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Домникова О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что администрация Малиновоозерского поссовета признала Варенникову К.Я. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Квартиру, которую продала Варенникова К.Я, поссовет не обследовал, так как никто не обращался. Однако дом, в котором находилась квартира, является частично благоустроенным, т.е. нет ванных комнат, казенной бани в поселке также нет, кроме того, истица уже достаточно немощна в силу возраста, чтобы самостоятельно посещать баню. Бабушку постоянно мыли дома в тазу, после чего она достаточно часто болела. Данную квартиру Варенникова К.Я. продала за 90000 рублей, ничего купить за такие деньги не смогла, так как благоустроенные однокомнатные квартиры стоят в р.<адрес> не меньше 150000 рублей. После продажи квартиры истицу взяла к себе дочь, у которой также имеются трое детей, в связи с чем истица не могла нормально отдыхать и распределять свое время. В настоящее время истица зарегистрирована в однокомнатной квартире у соседки дочери, членом семьи которой не является.

В судебное заседание не явились истица Варенникова К.Я., представители третьих лиц администрации Алтайского края и Главалтайсоцзашиты, уведомлены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, представители третьих лиц ранее представили мотивированные отзывы относительно исковых требований истицы, в которых указали, что в случае удовлетворения исковых требований, истица будет включена в общероссийский список граждан на получение субсидии, и просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что квартиру по <адрес> её мать - Варенникова К.Я. начала продавать ДД.ММ.ГГГГ года, вешали объявления на доски объявлений, на столбах, но покупателей не было, тогда в ДД.ММ.ГГГГ они подали объявление в газету, появился единственный покупатель, так как никто не хотел приобретать квартиру из-за отсутствия ванной комнаты. Квартира была продана в ДД.ММ.ГГГГ, но полностью благоустроенную квартиру купить за такие деньги они не смогли. Около месяца мать проживала у неё, однако, из-за шума, который создавали дети, она плохо себя чувствовала, поэтому решили поселить маму у соседки, заключив договор найма жилого помещения. Об изменениях в законодательстве узнали они только после того, как квартира была продана, из выступления президента по телевидению.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в ходе судебного заседания Варенникова Клавдия Яковлевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной Войны ФИО14, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство достоверно подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 15), свидетельством о смерти ФИО15 (л.д. 15), удостоверением, выданным на имя Варенниковой К.Я. (л.д. 13), согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих.

Таким образом, на Варенникову К.Я. как на члена семьи умершего участника ВОВ распространяются льготы и преимущества, установленные федеральным законодательством для лиц указанной категории. В том числе льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которым меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. 4 ч. 1 ст. 21 указанного ФЗ).

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной воны 1941-1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий должны быть обеспечены жильем в кратчайшие сроки. В соответствии с п. «б» ч. 2 Указа финансирование мероприятий по обеспечению указанных категорий граждан жильем производится за счет средств федерального бюджета.

Как усматривается из материалов дела, а именно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Варенникова К.Я приобрела в собственность <адрес> в р.<адрес> (л.д.34-35), впоследствии Варенникова К.Я. продала данную квартиру ФИО10, что также подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8).

Таким образом, право собственности на <адрес> в р.<адрес> Алтайского у Варенниковой К.Я. прекращено с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29) и справки об отсутствии домовладения от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 14), Варенникова К.Я. в настоящее время объектов недвижимости на праве собственности не имеет.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица зарегистрирована в жилом доме по <адрес>, что подтверждается копией паспорта, договором безвозмездного пользования жилым помещением, согласно которому ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ передала в безвозмездное пользование данную квартиру, общей площадью 35,6 кв.м., состоящую из 1 жилой комнаты, что также подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.16, 71, 72), согласно которой истица зарегистрирована в данной квартире не как родственник. Таким образом, данный факт исключает пользование данным помещением на правах члена семьи собственника. Кроме того, собственник квартиры ФИО11 также проживает в данной квартире.

Статья 23.3 ФЗ «О ветеранах», предусматривает, что для постановки на учет орган местного самоуправления устанавливает нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Согласно п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой площади не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом. Решением Совета депутатов Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края от 05.09.2008г. № 99 учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 69). Исходя из площади <адрес> (35,6 кв.м.) и количества проживающих (2 чел.), на Варенникову К.Я. приходится больше указанной нормы.

ДД.ММ.ГГГГ Варенникова К.Я. обратилась в администрацию Малиновоозерсского поссовета с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь на отсутствие в собственности жилья (л.д. 17).

Постановлением администрации Малиновоозерского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ Варенникова К.Я., как вдова участника Великой Отечественной войны, признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Согласно выписке из протокола заседания районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), Варенниковой К.Я. отказано в постановке в список на получение субсидии по обеспечению жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг. на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

В соответствии с п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ и статьей 6 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления предоставляемых по договорам социального найма», граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не менее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу данной нормы, отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.

Согласно позиции Конституционного суда, выраженной в п.2 определении от 19 апреля 2007 года №258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Между тем, обстоятельства совершения истцом сделки купли- продажи жилого дома по <адрес> не позволяют сделать вывод о том. что целью совершения сделки являлся умысел истца на отчуждение жилого помещения с целью признания нуждающимся в жилом помещении.

Так, на момент совершения сделки по отчуждению дома истец достиг возраста 85 лет. Судом установлено, что умысел на продажу данной квартиры у истицы возник еще весной 2009 года, т.е. до введения Федеральным законом от 21.12.2009 №327-ФЗ в действие п. 3.1. ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается свидетельскими показаниями и архивной копией газеты «Сельская правда» (л.д.18).

Таким образом, продажа жилого дома истцом имела вынужденный характер и не преследовала цели ее постановки на учет как нуждающейся в жилом помещении.

Жилищная комиссия, принимая решение об отказе Варенниковой К.Я. в постановке на учет и включении в список на получение субсидии по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, не приняла во внимание тот факт, что <адрес> в р.<адрес>, где ранее была зарегистрирована и проживала Варенникова К.Я., является частично благоустроенной, отсутствует ванная комната, отсутствует горячее водоснабжение, и в силу возраста (86 лет) и состояния здоровья, заявительница не могла самостоятельно проживать и содержать свою квартиру. За истцом с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется уход как за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет (л.д.54). Данные обстоятельства, достоверно подтверждаются техническим паспортом (л.д. 56-58) и свидетельскими показаниями.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает в действиях Варенниковой К.Я. умысла на получение права стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилых условий в связи, с чем данное основание не могло быть положено в основу принятого ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией решения.

Таким образом, вынесенное жилищной комиссией решение об отказе Варенниковой К.Я. в постановке в список на получение субсидии по обеспечению жильем ветеранов ВОВ 1941-1945гг., противоречит позиции политического руководства государства об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны, изложенной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», и распоряжении Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 472-р.

Поскольку истица не имеет жилья, предоставленного на законном основании, её регистрация по <адрес> является административным актом и не влечет возникновение права на пользование жилым помещением в этой квартире, а факт совершения истцом действий, свидетельствующих об очевидном намерении приобрести право состоять на учете для получения жилья за счет федерального бюджета не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела, то по мнению суда имеются все правовые основания для удовлетворения иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                                     РЕШИЛ:

Исковые требования Варенниковой Клавдии Яковлевны удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Михайловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Варенниковой Клавдии Яковлевне в постановке на учет и включении в список на получение субсидии по обеспечению жильем ветеранов Великой отечественной войны.

Обязать администрацию Михайловского района Алтайского края поставить Варенникову Клавдию Яковлевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны с включением ее в список лиц, имеющих право на получение субсидии на получение жилья.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Михайловский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированном виде.

Судья                                                                                                      О.В. Жежера