Дело № 2-27/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Михайловское 10 января 2012 года Михайловский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Иванишиной Н.В., при секретаре Ковалевой Ю.А., с участием представителя истца Капелькиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Шумиловой Наталье Михайловне о признании действий по нарушению прав потребителей противоправными, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о признании действий ИП Шумиловой Н.М., зарегистрированной по адресу: <адрес>, противоправными и нарушающими право неопределенного круга лиц потребителей на получение необходимой и достоверной информации о продавце и товаре, имевшие место ДД.ММ.ГГГГ в магазине «Теремок», принадлежащем ИП Шумиловой Н.М., расположенном по адресу: <адрес> <адрес> возложении обязанности на ответчика прекратить противоправные действия и в дальнейшем осуществлять реализацию молочной продукции потребителю при наличии маркировки, содержащей информацию для потребителя в объеме, установленном п. 25 ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; довести информацию о решении суда по настоящему иску до сведения потребителей, после вступления решения суда в законную силу, путем размещения решения суда на информационном стенде в торговом зале магазина «Теремок», расположенного по адресу: <адрес> В обоснование иска истец указал, что при осуществлении внепланового мероприятия по надзору и контролю по жалобе потребителя на продажу сливочного масла без надлежащей информации, проводимого ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Шумиловой Н.М., были выявлены нарушения Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и «Правил продажи отдельных товаров», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, осуществлялась продажа продуктов переработки молока с указанием только цены на потребительской упаковке. В магазине «Теремок» после нарезки продукты переработки молока расфасовываются в потребительскую пленку: сыр «Сметанковый» 3 отвеса общий вес - 0,854 кг, масло сливочное 3 отвеса общий вес - 1,3 кг, расфасованные в прозрачную полимерную пленку; трубочки кремовые 5 шт. При этом указанная продукция обезличена: каждый отвес продуктов переработки молока (сыра, масла, сгущенного молока, кондитерские изделия-трубочки) не сопровождаются листком-вкладышем (ярлыком), содержащим информацию для потребителей (наименование продукции, наименование и место нахождения изготовителя, товарный знак изготовителя, срок годности, дата производства, условия хранения, масса нетто потребительской упаковки, обозначение стандарта, нормативного или технического документа, в соответствии с которыми произведена продукция, номер партии продукции и т.п.). Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов. На основании пунктов 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона. Информация для потребителя наносится на каждую единицу групповой упаковки молока, молочной продукции, единицу многооборотной тары или транспортной тары такой продукции, а также на каждую единицу потребительской упаковки такой продукции. Факты нарушений подтверждаются актом проверки, протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении. Реализация молочной продукции без предоставления потребителю установленной информации представляет опасность для жизни и здоровья людей. Ответчик ИП Шумилова Н.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила суду письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, признании иска ответчиком в полном объеме, последствия, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ей понятны. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица. В судебном заседании представитель истца Капелькина Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Выслушав объяснения представителя истца Капелькиной Ю.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 129, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы. В соответствии с ч. 1 ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Состав информации определяется ст.ст. 10-12 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон) и Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55) (далее по тексту Правила). На основании ч. 1 ст. 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работах, услугах) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 10 данного Закона, предоставлять информацию является обязанностью исполнителя, она должна доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Согласно п. 25 ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», молоко и продукты его переработки, расфасованные в потребительскую тару и реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, должны иметь маркировку, содержащую следующую информацию: 1) наименования таких продуктов с использованием понятий, предусмотренных статьями 4 и 14 настоящего Федерального закона, и соблюдением требований к их применению, установленных настоящей статьей; 2) массовая доля жира в процентах (кроме обезжиренных продуктов переработки молока, сыра, сырных продуктов, плавленых сыров, плавленых сырных продуктов), массовая доля жира в пересчете на сухое вещество в процентах для сыра, сырных продуктов, плавленых сыров, плавленых сырных продуктов. При нанесении на потребительскую тару маркировки продуктов, произведенных из цельного молока, допускается указывать массовую долю жира с использованием слов "от", "до" в процентах с дополнительной информацией о массовой доле жира в процентах для каждой партии таких продуктов любым доступным способом с использованием одного из размеров шрифтов, предусмотренных частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, маркировки сухих продуктов детского питания на молочной основе, сухих молочных смесей, сухих молочных напитков, сухих молочных каш допускается указывать массовую долю жира в граммах после слов "пищевая ценность"; 3) массовая доля молочного жира в процентах в жировой фазе (для молокосодержащих продуктов); 4) наименование и место нахождения изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения таких продуктов) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий, касающихся молока и продуктов его переработки, от потребителей на территории Российской Федерации (при наличии данных претензий); 5) товарный знак изготовителя молока и продуктов его переработки (при наличии товарного знака); 6) масса нетто или объем таких продуктов. Масса нетто указывается в отношении таких продуктов, если они имеют сыпучую, твердую, пастообразную или вязкопластичную консистенцию либо для них нет методик выполнения измерений плотности. Объем или масса нетто (по усмотрению изготовителя) указывается для продуктов, имеющих жидкую консистенцию, если для таких продуктов существуют методики выполнения измерений плотности и (или) дозировочное оборудование; 7) состав таких продуктов с указанием входящих в них компонентов. Список входящих в состав таких продуктов компонентов формируется в порядке убывания их массовой доли на момент производства таких готовых продуктов. Если компонент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух и более компонентов, этот пищевой продукт может быть включен в состав продуктов переработки молока под своим наименованием. Молочные продукты, входящие в состав молочного составного продукта или молокосодержащего продукта, в списке компонентов указываются под своими наименованиями. Функционально необходимые для производственного процесса и не входящие в состав готового продукта компоненты указываются после слов "с использованием". В составе такой продукции указываются наименования пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, компонентов, имеющих нетрадиционный состав. Компоненты, входящие в состав глазури, указываются отдельно; 8) пищевая ценность таких продуктов (содержание в готовом продукте жира, белков, углеводов, в том числе сахарозы) в процентах или в граммах в расчете на 100 граммов таких продуктов, энергетическая ценность в калориях или килокалориях; 9) содержание в готовом кисломолочном или сквашенном продукте микроорганизмов (молочнокислых, бифидобактерий и других пробиотических микроорганизмов, а также дрожжей - колониеобразующих единиц в грамме такого продукта); 10) содержание в готовом обогащенном продукте микро- и макроэлементов, витаминов, других используемых для обогащения такого продукта веществ с указанием отношения количества добавленных в такой продукт веществ к суточной дозе потребления этих веществ и особенностей употребления такого продукта; 11) информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае их наличия в количестве более чем 0,9 процента); 12) условия хранения молока и молочной продукции (в том числе до вскрытия упаковок продуктов детского питания на молочной основе в случаях хранения вскрытых упаковок и обязательно после вскрытия этих упаковок, для скоропортящихся продуктов со сроком годности до 30 дней - в случае отличия условий хранения таких продуктов в невскрытых упаковках и во вскрытых упаковках); 13) дата производства (изготовления) и дата упаковки молочной продукции (при несовпадении этих дат), обозначенные двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов); 14) срок годности, обозначенный двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов). Сроки годности указываются после слов "Годен до", "Употребить до" или "Использовать до". Допускается указывать срок годности в часах, днях, месяцах ("Срок годности 36 часов", "Срок годности 14 дней (суток)", "Срок годности 6 месяцев", "Годен 14 суток", "Годен 6 месяцев"); 15) способы и условия употребления молочной продукции (при необходимости); 16) документ, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция; 17) информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона; 18) не допускается использовать понятие "молоко" на потребительской таре в наименованиях молока и продуктов его переработки в случае использования при их производстве сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока; 19) информация об использовании немолочных жиров при производстве молокосодержащих продуктов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира жирами немолочного происхождения (за исключением сливочно-растительных спредов), размещается вместе с полным наименованием соответствующего вида молокосодержащих продуктов (например, "сметанный продукт с растительным жиром", "сырок с растительным жиром") на передней стороне потребительской тары. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации. Из материалов дела следует, что специалистом ТО Управления Роспотребнадзора в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах в ходе осуществления планового мероприятия по надзору и контролю, в магазине «Теремок» по <адрес>, принадлежащем ИП Шумиловой Н.М., установлены нарушения требований ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55), осуществлялась продажа продуктов переработки молока, обозначенные только указанием цены на потребительской упаковке. Продавцом после нарезки, продукты переработки молока расфасовываются в потребительскую пленку: сыр «Сметансковский» 3 отвеса общий вес - 0,854 кг, масло сливочное 3 отвеса общий вес - 1,3 кг, расфасованное в прозрачную защитную полимерную пленку, трубочки кремовые 5 шт., при этом указанная продукция обезличена: каждый отвес продуктов переработки молока (сыра, масла, сгущенного молока, кондитерские изделия - трубочки) не сопровождается листком-вкладышем (ярлыком), содержащим информацию для потребителей (наименование продукции, наименование и место нахождения изготовителя, товарный знак изготовителя, срок годности, дата производства, условия хранения, масса нетто потребительской упаковки, обозначение стандарта, нормативного или технического документа, в соответствии с которым произведена продукция, номер партии продукции). На основании акта проверки ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12) в отношении ИП Шумиловой Н.М. составлен протокол № об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в нарушении Правил продажи товаров, выполнении работ либо оказании услуг организацией, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (л.д. 13-14). Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Шумилова Н.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. (л.д. 15-17). Факты нарушений подтверждаются административным материалом: протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении. Выявленные нарушения могут предоставлять опасность для жизни и здоровья людей. Таким образом, в судебном заседании документально подтверждены противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц по нарушению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре, об изготовителе, передаваемой вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), имевшие место ДД.ММ.ГГГГ в магазине «Теремок», принадлежащем ИП Шумиловой Н.М., расположенном по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора, обратившегося в суд с иском в отношении неопределенного круга потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. На основании данной нормы закона суд находит обоснованным требование истца об обязании ИП Шумиловой Н.М. довести информации о решении суда до сведения потребителей путем размещения текста решения суда в магазине «Теремок», полагая возможным установить десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Такое извещение потребителей необходимо для устранения последующих аналогичных нарушений в области защиты прав потребителей. С учетом изложенного, и с целью не допущения в дальнейшем при осуществлении ответчиком в своей деятельности нарушений ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 11, 15 Правил продажи отдельных товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском, Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю удовлетворить в полном объеме. Признать действия индивидуального предпринимателя Шумиловой Натальи Михайловны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, противоправными и нарушающими право неопределенного круга лиц потребителей на получение необходимой и достоверной информации о продавце и товаре, имевшие место ДД.ММ.ГГГГ в магазине «Теремок», принадлежащем ИП Шумиловой Н.М., расположенном по адресу: <адрес> Обязать индивидуального предпринимателя Шумилову Наталью Михайловну прекратить противоправные действия и в дальнейшем осуществлять реализацию молочной продукции потребителю при наличии маркировки, содержащей информацию для потребителя в объеме, установленном пунктом 25 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Обязать индивидуального предпринимателя Шумилову Наталью Михайловну довести информацию о решении суда по настоящему иску до сведения потребителей в течение десяти дней после вступления его в законную силу, путем размещения решения суда на информационном стенде в торговом зале магазина «Теремок», расположенного по адресу: <адрес> <адрес> Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Михайловский районный суд. Председательствующий Н.В. Иванишина