Решение, вступившее в з/с, о понуждении совершить обязательные юридические действия.



Дело №2-1988/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2010 года г. Михайловка

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе судьи Климовой Т.Ф., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области к Октябрьскому сельскому поселению Михайловского муниципального района о понуждении администрации Октябрьского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области совершить обязательные юридические действия, суд

у с т а н о в и л:

Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области обратился в суд с иском к Октябрьскому сельскому поселению Михайловского муниципального района о понуждении администрации Октябрьского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области совершить обязательные юридические действия, указывая, что решениями Совета безопасности Волгоградской области от Дата Номер и от Дата Номер по докладу Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области главам муниципальных образований рекомендовано в установленные сроки рассмотреть вопросы: - о ликвидации гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии или представляющих угрозу жизнедеятельности населению; - о принятии бесхозяйных объектов на баланс муниципальных образований, - предусмотреть в местных бюджетах ассигнования на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

На территории Волгоградской области неоднократно возникали чрезвычайные ситуации в связи с весенним паводком. В связи с чем, Постановлением Волгоградской областной Думы от 23 марта 2006г. №5\96 главам администраций городских округов и муниципальных районов в Волгоградской области, было рекомендовано инициировать в установленном порядке процедуру признания права муниципальной собственности на безхозяйные гидротехнические сооружения, находящиеся на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008г. № 1693 «Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области» Комитет является уполномоченным органом в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. На Комитет возложены полномочия по решению вопросов безопасности гидротехнических сооружений на территории Волгоградской области, за исключением вопросов по безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе по организации работы по подготовке проектно - сметной документации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Волгоградской области, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Согласно письма Администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области от Дата Номер на территории Октябрьского сельского поселения расположено гидротехническое сооружение пруда ... с неопределенным собственником.

В соответствии с письмами Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области от Дата Номер «О направлении информации» Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от Дата Номер указанное выше ГТС в реестрах объектов государственной собственности не числятся.

Также сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об отказе в предоставлении информации от Дата Номер указано, что информация на объект указанного выше недвижимого имущества не может быть представлена, в связи с отсутствием в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах, ограничениях объектов запроса.

Данный объект недвижимость входит в перечень ГТС, представляющих опасность в случае прорыва, согласно «Атласа гидротехнических сооружений Волгоградской области, представляющих опасность населенным пунктам в случае прорыва. Силы и средства для ликвидации последствий прорыва ГТС. Пункты временного размещения населения», разработанного Управлением гражданской защиты ГУ МЧС России по Волгоградской области.

При таких обстоятельствах органами местного самоуправления не реализованы права, предусмотренные ст. 225 ГК РФ.

Наличие на территории Октябрьского сельского поселения указанного безхозяйного ГТС создает повышенную опасность для населения, а поэтому требует принятия незамедлительных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей, повреждения и уничтожения их имущества.

В соответствии с п.п. 8,23,26 ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В настоящее время указанные требования закона администрацией Октябрьского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области не выполняются, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в настоящее время на территории данного сельского поселения и создается угроза лицам, которые в будущем будут там проживать.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Считают, что администрацией Октябрьского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области нарушаются права населения на обеспечение безопасности по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера гарантированные Конституцией РФ. Просят суд обязать Октябрьское сельское поселение Михайловского муниципального района Волгоградской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда ... в качестве бесхозяйной вещи.

В судебное заседание представитель истца по доверенности Номер от Дата ФИО2 не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя, указывая на то, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика и третьего лица Администрация Михайловского муниципального района Волгоградской области ФИО3 в судебном заседании пояснила, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы по управлению муниципальной собственностью и расходованию местного бюджета в пределах вопросов местного значения, а не по принуждению органов государственной власти и надзорных органов. В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ не содержится обязательное предписание для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском в суд о признании права муниципальной собственности на это имущество. Считает, что федеральное законодательство не предусматривает непосредственную передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность и не дают право обязывать муниципальные образования на создание скотомогильников (биотермической ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств. Просит суд отказать в иске Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области к Октябрьскому сельскому поселению Михайловского муниципального района о понуждении администрации Октябрьского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области совершить обязательные юридические действия.

Представитель третьего лица Нижнее-Волжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте уведомлен надлежащим образом, возражений суду не представил.

Исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области обратился в суд с иском к Октябрьскому сельскому поселению Михайловского муниципального района о понуждении администрации Октябрьского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области совершить обязательные юридические действия, а именно обязать Октябрьское сельское поселение Михайловского муниципального района Волгоградской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда ... в качестве бесхозяйной вещи.

В обосновании своих требований как следует из материалов дела согласно письма Администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области от Дата Номер на территории Октябрьского сельского поселения расположено гидротехническое сооружение пруда ... с неопределенным собственником.

В соответствии с письмами Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области от Дата Номер «О направлении информации» Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от Дата Номер пруд ... в реестрах объектов государственной собственности не числятся (л.д.9, 10).

Также сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об отказе в предоставлении информации от Дата Номер указано, что информация на объект пруд «Коповый 3 189» не может быть представлена, в связи с отсутствием в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах, ограничениях объектов запроса (л.д. 14).

Однако данный объект недвижимость пруд ... входит в перечень ГТС, представляющих опасность в случае прорыва, согласно «Атласа гидротехнических сооружений Волгоградской области, представляющих опасность населенным пунктам в случае прорыва. Силы и средства для ликвидации последствий прорыва ГТС. Пункты временного размещения населения», разработанного Управлением гражданской защиты ГУ МЧС России по Волгоградской области (л.д. 18).

В соответствии ст. 225 ГК РФ 1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Наличие на территории Октябрьского сельского поселения указанного безхозяйного ГТС создает повышенную опасность для населения, а поэтому требует принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей, повреждения и уничтожения их имущества.

Суд не может согласиться с доводами представителя ФИО3 в том, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы по управлению муниципальной собственностью и расходованию местного бюджета в пределах вопросов местного значения, а не по принуждению органов государственной власти и надзорных органов, поскольку это противоречит закону.

В соответствии с п.п. 8,23,26 ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Указанные требования закона администрацией Октябрьского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области не выполняются, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в настоящее время на территории данного сельского поселения.

В соответствии ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

На территории Волгоградской области неоднократно возникали чрезвычайные ситуации в связи с весенним паводком. В связи с чем, Постановлением Волгоградской областной Думы от 23 марта 2006г. №5\96 главам администраций городских округов и муниципальных районов в Волгоградской области, было рекомендовано инициировать в установленном порядке процедуру признания права муниципальной собственности на безхозяйные гидротехнические сооружения, находящиеся на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008г. № 1693 «Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области» Комитет является уполномоченным органом в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. На Комитет возложены полномочия по решению вопросов безопасности гидротехнических сооружений на территории Волгоградской области, за исключением вопросов по безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе по организации работы по подготовке проектно - сметной документации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Волгоградской области, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Суд с учетом вышеизложенного считает возможным и необходимым обязать Октябрьское сельское поселение Михайловского муниципального района Волгоградской области произвести регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда ... в качестве бесхозяйной вещи, установив при этом шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Обязать Октябрьское сельское поселение Михайловского муниципального района Волгоградской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда ... в качестве бесхозяйной вещи.

Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд в течение 10 дней.

Судья \Климова Т.Ф.