Решение, не вступившее в з/с, о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещениии предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-561/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Михайловка

Волгоградской области от 16 марта 2011 года

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В., при секретаре Ермаковой Ю.В., с участием прокурора Савиновой Л.В., истца Старковой К.И., представителя ответчика администрации городского округа город Михайловка волгоградской области Дупак С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Старковой Клавдии Ильиничны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области об отмене постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещениии предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах Старковой К.И. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области об отмене постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещениии предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Старкова К.И. Дата рождения является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 1 группы. Постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Номер от Дата ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Дата Старкова К.И. продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по Адрес в Адрес, за 20000 рублей. Однако, продажа принадлежащего ей жилого дома была вынужденной, поскольку ... Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления, ответчик в нарушение Порядка рассмотрения заявления граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не провел комиссионного обследования жилищных условий Старковой К.И. Просит суд признать незаконным постановление администрации городского округа горд Михайловка Волгоградской области Номер от Дата «Об отказе Старковой К.И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма», обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области поставить Старкову К.И. в очередь на получение жилого помещения в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить ей такое помещение.

В судебном заседании прокурор Савинова Л.В., истец Старкова К.И. исковые требования поддержали, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что учет ветеранов и признание их нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ, законом Волгоградской области от 01.12.2005 года № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области», Постановлением главы администрации Волгоградской области от 24.04.2006 г. № 455 «О некоторых вопросах реализации закона Волгоградской области от 01.12.2005 года № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области». Дата Старкова К.И. обратилась в администрацию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. К заявлению ею была приложена, в том числе, и копия договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от Дата, находящихся на территории Михайловского муниципального района Волгоградской области. Поскольку истец намеренно ухудшила свои жилищные условия отчуждением принадлежавшего ей жилого помещения и с момента отчуждения жилого помещения не прошло пяти лет, на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ она не может быть принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Обследования жилищных условий Старковой К.И. не проводилось. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора в интересах Старковой К.И. подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. «О ветеранах».

Согласно п.п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 настоящего Федерального закон категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно «Порядка предоставления жилых помещений на праве собственности ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретённых за счёт субвенций федерального бюджета», утверждённого Постановлением Администрации Волгоградской области от Дата Номер право на получение жилых помещений имеют следующие категории граждан, установленные Федеральным законом «О ветеранах», проживающие на территории Адрес, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт по улучшению жилищных условий: …б) участники Великой Отечественной войны.

Таким образом, анализ приведённых выше норм права свидетельствует о том, что на получение жилого помещения в собственность имеет право участник Великой Отечественной войны при условии признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшем на учёт по улучшению жилищных условий.

Старкова К.И. является инвалидом 1 группы и ветераном Великой Отечественной войны и, что подтверждается копиями удостоверений (л.д. 7, 80).

Согласно копии заявления Старковой К.И. главе администрации городского округа город Михайловка ФИО6 от Дата, истец не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и собственником жилого помещения и просит принять ее на учет в качестве нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как она является участником и инвалидом ВОВ, указав, что ее семья состоит из одного человека (л.д. 49).

К данному заявлению, в том числе были приложены договор купли-продажи от Дата жилого дома и земельного участка, расположенных по Адрес в Адрес, за 20000 рублей (л.д. 42-43).

По мнению представителя ответчика данный договор свидетельствовал о намеренном ухудшении жилищных условий Старковой К.И. с целью приобретения прав на жилое помещение, представляемое по договору социального найма. Однако данные доводы опровергаются представленными истцом доказательствами.

Действительно, статьей ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

...

...

...

...

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7, который приходится внуком Старковой К.И., так же подтвердил, что он и его гражданская супруга осуществляют постоянный уход за Старковой К.И., несмотря на то, что она зарегистрирована и проживает одна в предоставленной ей его гражданской женой однокомнатной квартире по Адрес в Адрес. Первоначально данная квартира принадлежала ему, но затем была продана ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 Продажа жилого дома в Адрес принадлежавшего Старковой К.И., была вынужденной после перенесенной операции и перелома шейки бедра, поскольку в силу возраста и по состоянию здоровья она не могла проживать в сельской местности одна, нуждалась в постоянном уходе и приобретении лекарственных средств. Ни он, ни члены его семьи не имели возможности постоянно приезжать в Адрес к Старковой К.И. При подаче заявления о постановке Старковой К.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении он пытался передать специалисту, осуществлявшему прием документов и медицинские документы Старковой К.И., однако данные документы не были приняты, поскольку они не предусматривались перечнем документов.

Таким образом, анализ приведенных доказательств позволяет суду сделать вывод, что продажа жилого дома и земельного участка, расположенных по Адрес в Адрес, для Старковой К.И. была осуществлена не с целью ухудшения жилищных условий для приобретения жилого помещения по договору социального найма, а вызвана необходимостью обеспечить себе постоянный посторонний уход ввиду болезни и преклонного возраста, и являлась вынужденной.

Кроме того, незначительность вырученной от продажи домовладения суммы - 20000 рублей, так же подтверждает отсутствие корыстного интереса у Старковой К.И.

Кроме того, ответчиком при рассмотрении заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения Старковой К.И., были нарушены положения Постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от 24.04.2006 N 455 "О некоторых вопросах реализации Закона Волгоградской области от 1 декабря 2005 г. N 1125-ОД "О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" и Порядок рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденный данным постановлением.

Так, указанным Порядком, предусматривается:

- п. 2.5. На поступившем в орган учета заявлении гражданина о принятии на учет делается отметка о его принятии с обязательным указанием даты и времени его принятия.

- п. 2.8. По результатам рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет и проверки приложенных к ним документов проводится комиссионное обследование жилищных условий граждан.

- п. 2.9. Комиссионное обследование жилищных условий граждан, обратившихся с заявлением о принятии на учет, осуществляется комиссией, состав которой утверждается органом местного самоуправления.

- п. 2.10. Обследованию подлежат все жилые помещения, принадлежащие (на условиях найма и/или в собственности, в жилищно-строительном кооперативе) гражданину и членам его семьи, проживающим совместно с ним, а также жилые помещения, в которых зарегистрированы по месту жительства гражданин и члены его семьи либо которые решением суда определены как место жительства гражданина и членов его семьи.

- п. 2.11. Результаты комиссионного обследования жилищных условий граждан оформляются актом по форме согласно приложению 4.

- п. 2.12. По результатам рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет, приложенных к ним документов и акта обследования жилищных условий граждан органом учета составляется письменное заключение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет по форме согласно приложению 5.

- п. 2.13. Заключение органа учета составляется отдельно по каждому заявлению гражданина о принятии на учет и должно содержать следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (полностью) гражданина и всех членов его семьи;

б) дата рождения гражданина и всех членов его семьи;

в) родственные отношения;

г) адрес места жительства гражданина и членов его семьи;

д) краткая характеристика принадлежащих (на условиях найма и/или в собственности, в жилищно-строительном кооперативе) жилых помещений (количество, тип и жилая площадь комнат, размер общей площади, степень благоустройства, этаж, техническое состояние и т.д.);

е) обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека;

ж) категория на право внеочередного получения жилого помещения (при наличии права);

з) иная информация, имеющая отношение к жилищному вопросу гражданина;

и) обоснованный вывод о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении указываются основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации.

Однако, комиссионного обследования жилищных условий Старковой К.И. не проводилось, не составлялся акт такого обследования, в результате чего, заключение органа учета от Дата (л.д. 50) было вынесено без обследования жилищных условий и не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Положением. На заявлении о принятии на учет не отмечено время его принятия.

При таких обстоятельствах, суд считает, что постановление администрации городского округа город Михайловка от Дата Номер, которым Старковой К.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вынесено незаконно, в нарушение ст. 54 ЖК РФ и Постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от 24.04.2006 N 455 "О некоторых вопросах реализации Закона Волгоградской области от 1 декабря 2005 г. N 1125-ОД "О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области".

Указанный вывод суд сделал исходя из анализа представленных доказательств путем сопоставления их с нормами действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, постановление администрации городского округа город Михайловка от Дата Номер, об отказе Старковой К.И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, подлежит признанию незаконным.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В силу указанного положения закона Старкова К.И. подлежит постановке в очередь на получение жилого помещения в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в интересах Старковой К.И. о понуждении администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области к предоставлению ей жилого помещения, поскольку п.п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета.

Предоставление жилых помещений данной категории граждан за счет средств бюджета органа местного самоуправления, законом не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Старковой Клавдии Ильиничны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области об отмене постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещениии предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.

Признать незаконными постановление администрации городского округа горд Михайловка Волгоградской области Номер от Дата «Об отказе Старковой К.И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».

Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области поставить Старкову Клавдию Ильиничну в очередь на получение жилого помещения в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В удовлетворении остальной части исковых требований Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Старковой Клавдии Ильиничны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 17 марта 2011 года.

Судья: Н.В. Шевлякова