Дело № 2-640/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Михайловка
Волгоградской области от 04 апреля 2011 года
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В., при секретаре Ермаковой Ю.В., с участием прокурора Власова К.Г., представителя ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Железкиной Анастасии Сергеевны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Михайловский межрайонный прокурор в защиту интересов Железкиной А.С. обратился с иском к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилой площади.
В обоснование своих требований указал, что постановлением администрации городского округа город Михайловка Железкина А.С., оставшаяся без попечения родителей, признана нуждающейся во внеочередном получении жилья и Дата поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно п.3 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение не утрачивают данное право по достижению указанного возраста. Поскольку Железкина А.С. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, просит обязать ответчика предоставить Железкиной А.С. жилую площадь в г. Михайловке Волгоградской области не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании прокурор Власов К.Г. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание Железкина А.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку бюджетом городского округа не предусмотрено выделение денежных средств для приобретения либо строительства жилья детям сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей. Финансирование данных расходов должно осуществляется субъектом Российской Федерации, то есть Администрацией Волгоградской области. Считает, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации. У администрации отсутствует свободное жилье, строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Внеочередное обеспечение жильем заинтересованного лица, может повлиять на права других лиц, имеющих право на его получение. Кроме того, в случае удовлетворения исковых требований просила в соответствие с требованиями Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предоставить трехмесячный срок для проведения электронного аукциона для покупки жилого помещения, так как в собственности администрации свободных жилых помещений нет.
В судебное заседание представитель администрации Волгоградской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Так в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в Законе гражданам, нуждающимся в жилом помещении, жилое помещение предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Законом Волгоградской области в ред. Законов Волгоградской области от 29.12.2005 N 1168-ОД, от 05.05.2008 N 1679-ОД, от 09.11.2009 N 1960-ОД, «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» в ч. 2 ст. 2 предусмотрено, что средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение и образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской области об областном бюджете. Порядок расчета и предоставления субвенций устанавливается законом Волгоградской области.
В ст. 4 ч. 2.1 данного Закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства (п. 2.1 введен Законом Волгоградской области от 05.05.2008 N 1679-ОД)
Постановлением от 20 октября 2008 г. N 1446 городского округа город Михайловка Волгоградской области утвержден Порядокучета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, расходования и учета средств на предоставление им жилья по договорам социального найма за счет субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление государственных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст.2.2 которого, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются на основании постановления главы городского округа город Михайловка Волгоградской области.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации городского округа город Михайловка Железкина А.С., оставшаяся без попечения родителей, признана нуждающейся во внеочередном получении жилья и Дата поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно п.3 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение не утрачивают данное право по достижению указанного возраста.
В судебном заседании представитель администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г. подтвердила, что до настоящего времени Железкиной А.С. жилое помещение не предоставлено.
Возражения представителя ответчика о том, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации, суд считает несостоятельными, поскольку предоставление Железкиной А.С. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что внеочередное предоставление жилого помещения может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, суд считает необоснованными, поскольку из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Между тем, суд находит заслуживающими доводы представителя ответчика о необходимости предоставления трехмесячного срока для покупки жилого помещения для Железкиной А.С. по следующим основаниям.
Так статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» определено по позиции 7000000 - Услуги, связанные с недвижимым имуществом.
По правилам главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" общий срок со дня принятия решения о проведении аукциона, его проведения и заключения муниципального контракта составляет около трех месяцев.
Таким образом, что бы осуществить реализацию решения о понуждении к предоставлению жилого помещения Железкиной А.С. в соответствии с требованиями законодательства, ответчику необходимо предоставить срок три месяца.
В силу ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ.
Таким образом, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить в части возложения обязанности на администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области предоставить Железкиной А.С. жилую площадь не ниже установленных социальных норм в течение трех месяцев после вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Железкиной Анастасии Сергеевны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской областипредоставить Железкиной Анастасии Сергеевне, Дата рождения, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение трех месяцев после вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска Михайловскому межрайонному прокурору Волгоградской области отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Судья: Н.В. Шевлякова