Дело № 2-976/11 Именем Российской Федерации Михайловский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Беловой Н.И. при секретаре Миловановой М.С., с участием истца прокурора Химичева С.А.. представителя ответчика Гречишниковой Ю.В., представителя третьего лица Ивченко С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Михайловке Волгоградской области 09 июня 2011 года гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по городскому округу город Михайловка и Михайловскому муниципальному району об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и приостановлении деятельности медицинского кабинета в изоляторе временного содержания, У С Т А Н О В И Л: Истец Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском к ОВД по городскому округу город Михайловка и Михайловскому муниципальному району об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в течение трех месяцев и приостановлении деятельности медицинского кабинета в изоляторе временного содержания. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения ОВД по городскому округу город Михайловка и Михайловскому району требований законодательства о лицензировании было установлено, что в здании изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений функционирует медицинский кабинет с хранящимися там аптечками и медицинскими средствами, работает штатный фельдшер. В силу Закона № 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. На момент проверки лицензии у ответчика не имелось. Осуществление медицинской деятельности без лицензии противоречит закону и создает угрозу жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей в ИВС ОВД. В силу ст.45 ГПК РФ и Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Просит суд исковые требования удовлетворить. Прокурор Химичев А.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, указал, что срок исполнения требований об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности должен составлять три месяца со дня вступления решения в законную силу. В остальном требования поддержал, дополнил, что осуществление медицинской деятельности без лицензии будет нарушено право на оказание медицинской помощи. Организации и работники организации, которые осуществляют медицинскую деятельность, должны отвечать всем медицинским требованиям. Поскольку не имеется лицензии, ими оказывается неквалифицированная медицинская помощь. Просит суд исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика- ОВД по городскому округу город Михайловка и Михайловскому району Гречишникова Ю.Г. исковые требования прокурора не признала, пояснила, что согласно п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности под медицинской деятельностью понимается выполнение работ ( услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной деятельности. Требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. Изолятор временного содержания является структурным подразделением ОВД по г.Михайловка и Михайловскому району и входит в состав милиции общественной безопасности, не является органом, входящим в систему организаций и учреждений медицинского здравоохранения. Медицинская деятельность не входит в состав основных видов деятельности, которые осуществляет ОВД. В акте проверки от 05 апреля 2011 года прокурор указал, что в ИВС имеется медицинский кабинет.Однако, такого структурного подразделения как медицинский кабинет, у ответчика не имеется. Есть кабинет фельдшера, который работает с 8 часов до 17 часов. Там имеется зеленка, корвалол, лекарства первой медицинской помощи. При поступлении в ИВС подозреваемых и обвиняемых производится их опрос о состоянии здоровья на предмет выявления нуждающихся в оказании неотложной помощи. Когда такая помощь необходима, фельдшер либо дежурный ИВС вызывают скорую помощь. Просит в иске отказать. Представитель третьего лица по делу- ГУВД по Волгоградской области Ивченко С.И. считает требования прокурора незаконными, указала, что ОВД по г.Михайловка является государственным органом исполнительной власти, призванным защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы государства и общества от преступных и иных противоправных действий и не является органом, входящим в систему организаций и учреждений медицинского здравоохранения. Медицинская деятельность не входит в состав основных видов деятельности, которые осуществляет ОВД. Требование о понуждении к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности является незаконным. Кроме того, получение лицензии носит заявительный характер. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, возможности выполнения заявителем лицензионных требований и условий. Данные требования не могут быть исполнены отдел внутренних дел по г.Михайловка и Михайловскому району в одностороннем порядке. Требования прокурора о приостановлении деятельности медицинского кабинета в ИВС ОВД до получения лицензии не основаны на законе. В иске прокурор указывает, что осуществление медицинской деятельности без специальной лицензии создает угрозу жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в ИВС. При этом прокурором не представлены письменные доказательства, подтверждающие факт угрозы жизни и здоровью обвиняемых и подозреваемых при отсутствии лицензии. Напротив, приостановление деятельности медицинского кабинета либо кабинета фельдшера до получения лицензии, действительно приведет к возможной угрозе жизни и здоровья задержанных и дезорганизации ИВС в целом. Просит в иске отказать. Представитель третьего лица по делу - Медико-санитарной части ГУВД по Волгоградской области в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Управления Росздравнадзора по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, поскольку в иске прокурора содержится указание на наличие в ИВС медицинского кабинета с аптечками и медицинскими средствами, работает штатный фельдшер, следовательно, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления предоставляется медицинская деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с Законом « 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности». Суд, выслушав пояснения сторон по делу, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет понятие лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (абзац второй статьи 2), то есть рассматривает лицензию как средство ограничения прав субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Статья 4 названного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относит виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Тем самым данное положение реализует названную конституционную норму, закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. В статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающей перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, под пунктом 96 указан такой вид деятельности, подлежащей лицензированию, как медицинская деятельность. Лицензирование медицинской деятельности согласно статье 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации Совместными Приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации N 1115 и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 475 издан Приказ от 31 декабря 1999 года « Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», согласно которому основными задачами медицинских работников ИВС являются: - Организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. - Осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС. - Осуществление контроля за санитарно-гигиеническим содержанием помещений ИВС. - Осуществление взаимодействия с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения и уголовно-исполнительной системы по вопросам медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС. В судебном заседании установлено, что в соответствии с Положением об ОВД по городу Михайловка и Михайловскому району Волгоградской области от 14.02.2007г. № 275 основными задачами ОВД является обеспечение безопасности личности на территории города Михайловка и Михайловского района, предупреждение и пресечения преступлений и административных правонарушений. Свою деятельность ОВД по г. Михайловке и Михайловскому району осуществляет через входящие в его состав структурные подразделения ( п.8) ( л.д. 46-57 ). Согласно копии Положения об ИВС подозреваемых и обвиняемых при ОВД по г.Михайловка и Михайловскому району от 27.07.2009 г № 301 его задачами являются охрана указанных лиц.(л.д.35-38) Из копии штатного расписания ответчика следует, что в структурном подразделении отдела внутренних дел - изоляторе временного содержания имеется должность фельдшера. (л.д.42-44). Согласно копии должностной инструкции медицинского работника -фельдшера ИВС, утвержденной 01.01.2011г. начальником ОВД, он обязан следить за наличием медицинской аптечки, её состоянием, наличием в ней необходимых медицинских препаратов, производить опрос о состоянии здоровья обвиняемых и подозреваемых на предмет выявления нуждающихся в оказании неотложной медицинской помощи. В случае жалоб на плохое состояние здоровья обязан немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи, следить за проведением влажной уборки камер, осматривать обвиняемых и подозреваемых на наличие педикулеза. ( л.д. 39-40) Проверкой от 05 апреля 2011 года, проведенной прокурором в присутствии начальника ИВС установлено, что в здании ИВС имеется медицинский кабинет с хранящимися там аптечками и медицинскими средствами. В медкабинете работает штатный фельдшер, лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи отсутствует, о чем составлен соответствующий акт проверки ( л.д. 22-23) Однако, заявленные требования прокурора об обязанности ответчика получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и приостановление деятельности медицинского кабинета в ИВС не основаны на требованиях действующего законодательства. Как было указано выше, Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" рассматривает лицензию как средство ограничения прав субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Ответчик- ОВД по г.Михайловке и Михайловскому району не является органом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность, не входит в систему организаций и учреждений медицинского здравоохранения, осуществляющих медицинскую деятельность. Кроме того, приложения №№ 1,2,3 к Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной совместным приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года содержат примерный табель оснащения медицинским имуществом здравпункта ИВС, примерный перечень наличия в нем лекарственных препаратов, содержание которых составляет 82 наименования лекарственных препаратов, а также примерный перечень средств, входящих в аптечку для оказания первой помощи в ИВС. В соответствии со статьей 11 Федерального закона « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Указывая на наличие медицинского кабинета в ИВС, прокурор не представил доказательств соответствует ли помещение, указанное в акте, медицинскому кабинету, требованиям медицинского обслуживания, санитарно-техническому состоянию, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, оснащено ли оно необходимым медицинским инвентарем и медикаментами, обязательно ли при таких обстоятельствах получение ответчиком специального разрешения - лицензии на осуществление медицинской деятельности. Кроме того, обращаясь с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, прокурор не учел, что обязанность получения лицензии - специального разрешения для осуществления определенных видов деятельности - установлена законодательно, и, соответственно, судебного решения о возложении на ответчика обязанности по ее получению не требуется. Более того, прокурор вправе самостоятельно применить установленные законом меры реагирования в случае действия (бездействия) юридического лица, образующего состав административного правонарушения, регламентированном Кодексом РФ об административных правонарушениях, устанавливающем ответственность юридических лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензия), если такое разрешение обязательно (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ). Требования прокурора о приостановлении деятельности медицинского кабинета, не содержат ссылок на конкретные нормы материального права, предусматривающие возможность приостановления деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем до получения лицензии. В соответствии с положениями статей 3 и 4 ГПК РФ правом на обращение в суд и возбуждение гражданского дела обладают лица, которые обращаются за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (ч. 3 ст. 131 ГПК РФ). Прокурором, требующим судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в нарушение требования ч.1 ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В иске Михайловскому межрайонному прокурору в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по городскому округу город Михайловка и Михайловскому муниципальному району об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу и приостановлении деятельности медицинского кабинета в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ОВД по городскому округу город Михайловка и Михайловскому муниципальному району до получения лицензии- отказать. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2011 года. Судья Н.И.Белова