Дело № 2 - 1118/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «20» июля 2011 года город Михайловка Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Гудченковой С.Г., при секретаре Бахолдиной Н.Ф., с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Лисицкой Н.А., представителя администрации городского округа город Михайловка Дупак С.Г., директора МОУ «СОШ № 5 г. Михайловки» Кострова А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Михайловки», администрации городского округа город Михайловка о понуждении соблюдения требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование», УСТАНОВИЛ: Прокурор Михайловской межрайонной прокуратуры Волгоградской области обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Михайловки», администрации городского округа город Михайловка о понуждении соблюдения требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование». Требования прокурора мотивированы тем, что Михайловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни, здоровья, несовершеннолетних во время учебного процесса, при работе на персональных компьютерах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в деятельности МОУ «СОШ № 5 г. Михайловки», в ходе которой установлено, что в кабинетах информатики МОУ «СОШ № 5 г. Михайловки», установлены стулья, которые не являются подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сидения и спинки. Кроме того, в нарушение п. 11.4 СанПин, в помещении для занятий с ПЭВМ отсутствует подставка для ног. Неприятие администрацией образовательного учреждения мер к обеспечению компьютерного класса мебелью, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам, создает угрозу обучающимся. Вышеуказанные нарушения затрагивают интересы не только учащихся, обучающихся в МОУ «СОШ № 5 г. Михайловки», но и интересы будущих учеников школ, так как мер к устранению нарушений законодательства об охране жизни, здоровья несовершеннолетних при работе на ПЭВМ до настоящего времени не приняты. В связи с вышеизложенным и уточненными исковыми требованиями прокурор Михайловской межрайонной прокуратуры просит суд обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области, в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу выделить муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Михайловки» денежные средства на приобретение 14 подъемно - поворотных рабочих стульев, регулируемых по высоте, углам наклона, расстоянию спинки и подставками для ног. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Михайловки» незамедлительно после выделения денежных средств администрацией городского округа город Михайловка привести класс информатики в соответствие с требованиями действующего санитарно - эпидемиологического законодательства, путем приобретения и установки 14 рабочих стульев с подъемно - поворотным механизмом, регулируемых по высоте, углам наклона, расстоянию спинки и подставками для ног. В судебном заседании помощник прокурора Михайловской межрайонной прокуратуры Волгоградской области Лисицкая Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит суд их удовлетворить. Представитель МОУ «СОШ № 5 г. Михайловка» - директор школы Костров А.Ф. иск признал, указав, что кабинет информатики действительно не оборудован стульями с подъемно - поворотным механизмом, регулируемым по высоте, углам наклона, расстоянию спинки и подставками для ног, выполнение требований прокурора возможно только после получения финансирования. Представитель Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г. не поддержала доводы представителя МОУ СОШ № 5 г. Михайловка» и пояснила, что в бюджете городского округа не предусмотрены средства на закупку стульев для кабинетов информатики. Учитывая, что данные средства заложены в рамках программы «Образование» и выделяются из областного бюджета, то только после выделения достаточных финансовых средств муниципальному образованию, возможно произвести закупку данного оборудования. Суд, выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1, образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Согласно статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу пункта СанПин 2.2.2/2.4.1340 - 03, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ № 118 от 03 июня 2003 года, конструкция рабочего стула (кресла) в кабинете ПЭВМ должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно - плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Из материалов дела следует, что Михайловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни, здоровья несовершеннолетних во время учебного процесса, при работе на персональных компьютерах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в деятельности муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Михайловки». Проведенной Михайловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области проверкой 24 мая 2011 года установлено, что в кабинете информатики МОУ «СОШ № 5 г. Михайловки» в нарушение требований санитарно - эпидемиологического законодательства, установлены стулья, которые не являются подъемно - поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, отсутствует подставка для ног. Согласно статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает соответствующими бюджетными полномочиями, в числе которых составление и исполнение бюджетной сметы, принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств, внесение соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложений по изменению бюджетной росписи. Согласно пункта 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Судом установлено, что МОУ «СОШ № 5 г. Михайловка» является муниципальным общеобразовательным учреждением. Учредителем школы является Администрация городского округа город Михайловска Волгоградской области. Учреждение внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, имеет свой Устав. Основными задачами учреждения в том числе являются: создание благоприятных условий для освоения образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; охрана и укрепление здоровья обучающихся; охрана прав и интересов обучающихся. Собственником имущества учреждения, закрепленного на праве оперативного управления, является Учредитель. Согласно Уставу деятельность школы финансируется ее учредителем на основе государственных (местных) нормативов в расчете на одного обучающегося в соответствии со сметой расходов, утверждаемой Учредителем. Источниками формирования имущественных и финансовых ресурсов школы являются: собственные средства Учредителя, бюджетные и внебюджетные средства. В классе информатики муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Михайловки» 14 рабочих мест, которые необходимо оборудовать рабочими стульями (креслами) в соответствии с конструкциями установленными санитарными правилами. В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В обосновании возражений на исковые требования прокурора представителем ответчика сообщено, что администрацией городского округа город Михайловка в целях получения субсидий из федерального бюджета на приобретение оборудования для классов информатики, в том числе и на приобретение рабочих стульев принимаются определенные меры. Прокурор достоверность представленных ответчиком документов, как письменных доказательств, не оспаривает. В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относительность, допустимость, достоверность, каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь, доказательств в их совокупности. Суд расценивает представленные администрацией городского округа город Михайловка документы, как доказательство проведение определенной работы направленной на получение финансирования из федерального бюджета на приобретение оборудования в муниципальные образовательные учреждения находящиеся на территории городского округа город Михайловка, в рамках реализации проекта «Комплекс мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2011 года». Вместе с тем, СанПин 2.2.2/2.4.1340 - 03, утверждены в 2003 году, классы информатики существуют в школе продолжительное время, непринятие администрацией школы и учредителем мер к обеспечению классов информатики рабочими стульями (креслами) соответствующих санитарно - эпидемиологическим нормам, создает угрозу здоровью обучающихся, что по оценке суда свидетельствует о недостаточности проводимой администрацией города работы. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Суд приходит к выводу, что иск правомочно предъявлен прокурором района в интересах неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянно и персонально изменчива. Обязанность оборудования рабочих мест в классах информатики в соответствии с нормами действующего санитарно - эпидемиологического законодательства возложена на образовательное учреждение. Финансирование расходов муниципального образовательного учреждения осуществляется учредителем, в данном случае администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области. Таким образом, суд считает, что администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области и МОУ «СОШ № 5 г. Михайловка» являются по настоящему делу надлежащими ответчиками, а исковые требования прокурора - подлежащими удовлетворению. Указанный прокурором срок для исполнения решения суда - в течение шести месяцев после вступления решения в законную, суд признает приемлемым и разумным учитывающим, что выделение субсидий из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования в бюджеты муниципальных образований, в том числе и в бюджет администрации городского округа город Михайловка, планируется в 2011 году. На основании вышеизложенного руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое требование Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении соблюдения требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование», удовлетворить. Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области, в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу выделить муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Михайловки» денежные средства на приобретение 14 рабочих стульев с подъемно - поворотным механизмом, регулируемых по высоте, углам наклона, расстоянию спинки и подставками для ног. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Михайловки» незамедлительно, после выделения денежных средств администрацией городского округа город Михайловка привести класс информатики в соответствие с требованиями действующего санитарно - эпидемиологического законодательства, путем приобретения и установки 14 рабочих стульев с подъемно - поворотным механизмом, регулируемых по высоте, углам наклона, расстоянию спинки и подставками для ног. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Гудченкова С.Г. решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2011 года