Решение о признании незаконным предписания Нижне-Волжского управленияФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.



Дело № 2-1878\2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2011 г.

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В., при секретаре Ермаковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Михайловке Волгоградской области гражданское дело по заявлению администрации Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

          у с т а н о в и л:

Глава администрации Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании незаконными предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В обоснование своих доводов заявитель указал, что Дата ГУ-Нижне-Волжское управление Ростехнадзора вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от Дата Номер. Считает данное предписание незаконным, поскольку действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяется только на те гидротехнические сооружения, повреждение которых может привести к чрезвычайным ситуациям. При вынесении предписания инспектором не учтено, что определение класса опасности гидротехнического сооружения осуществляется комиссией по отнесению к классам опасности потенциально опасных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, аварии на которых могут привести к возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области. При вынесении данного предписания не было учтено, что класс опасности гидротехнического сооружения не определен. Просит признать указанное предписание незаконным.

В судебное заседание заявитель - представитель администрации Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области, представитель заинтересованного лица - Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Заявитель предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований представителя администрации Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области.

Так согласно распоряжению Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора от Дата Номер\т назначено проведение плановой выездной проверки в отношении администрации Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области с целью осуществления контроля за соблюдением юридическим лицом обязательных требований, установленных законодательством РФ в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

В акте проверки Номер отражены технические характеристики пруда «Рубцовский», сведения о балансодержателе (Безымянское сельское поселение), а так же отражены нарушения, установленные в ходе проверки.

Постановлением от Дата администрация Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области привлечена к административной ответственности по ст. 9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В силу статьи 9 данного Закона, в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит, в том числе:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Доводы представителя заявителя о том, что действие Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" распространяется только на те гидротехничечские сооружения, повреждение которых может привести к чрезвычайным ситуациям, противоречат содержанию данного закона, поскольку статья 3 данного закона указывает, что гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Ссылку заявителя на Приказ МПР РФ от 02.03.1999 N 39 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303" (в частности пунктом 1.2. которого предусмотрено, что декларированию безопасности подлежат все гидротехнические сооружения I, II и III классов капитальности. Для гидротехнических сооружений IV класса капитальности декларация безопасности разрабатывается при напоре на сооружениях более 3 м и объемах водохранилища более 0,5 млн. куб. м, накопителя - более 0,1 млн. куб. м. Детальность проработки вопросов в декларации безопасности сооружений IV класса может быть понижена (п. 3 "Дополнительных требований"). Для сооружений IV класса с напором на сооружениях менее 3 м и объемами водохранилища или накопителя менее (соответственно) 0,5 и 0,1 млн. куб. м декларация безопасности не разрабатывается) суд не может признать состоятельной, поскольку данный приказ официальное не публиковался, регистрацию в Министерстве юстиции РФ не прошел.

Кроме того, в обязанности инспектора Ростехнадзора не входит определение класса опасности гидротехнических сооружений, а так же возможности наступления чрезвычайных ситуаций в результате аварии на них.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Так Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 (ред. от 30.12.2008) "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено:

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений", определяет содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений (далее именуется - декларация безопасности) и осуществления ее государственной экспертизы.

2. Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.

3. Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

Таким образом, в силу положений федерального законодательства, декларирование ГТС является обязательным.

Согласно ст. 17 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

Согласно ст. 9 данного Федерального закона (в редакции, действующей на день вынесения предписания) собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.

Статья 17 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" предусматривает, гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр).

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 23.05.1998 N 490

"О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения. Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения.

Статья 20 указанного Федерального закона предусматривает, что должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Приказами МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002 утвержден «Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" Настоящий Порядок имеет шифр РД 03-521-02 (Приказ Ростехнадзора от 28.07.2011 N 435). Согласно ч. 2 раздела 2 данного Порядка определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Приказами МЧС РФ N 482, Госгортехнадзора РФ N 175а от 15.08.2003 утверждена Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" Настоящая Методика имеет шифр РД 03-626-03 (Приказ Ростехнадзора от 28.07.2011 N 435). Согласно п. 2.2 раздела 2 методику следует использовать для расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения в целях определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

В своем заявлении представитель администрации Безымянского сельского поселения Михайловского района Волгоградской области не оспаривал, что указанные в предписании нарушения Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" имели место, а так же выполнены и разработаны размеры вероятного вреда, в результате возникновения чрезвычайной ситуации ГТС.

Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что предписание инспектором Ростехнадзора Ивиным И.В. вынесено в отношении главы администрации Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством и в рамках предоставленных полномочий.

        При таких обстоятельствах, требования администрации Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным предписания Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от Дата удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. cт. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления администрации Безымянского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от Дата отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в порядке кассационного производства через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней.

Судья:        Шевлякова Н.В.