Дело № 2-1492\2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Михайловский районный суд Волгоградской области В составе: председательствующего судьи Л.П. Исаевой при секретаре Думчевой И.И. с участием истца Дырко Н.Я., представителя истца- адвоката Калашниковой Т.А., представившей ордер Номер удостоверение Номер, представителя ответчика Железкиной Ж.П. 20 сентября 2011 года в г.Михайловка Волгоградской области Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дырко Наталии Яковлевны к Администрации городского округа город Михайловка о понуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Истица Дырко Н.Я. обратилась в суд с исковым заявлением о понуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование своих требований указала, что на основании решения Михайловского районного суда от Дата Администрацией городского округа город Михайловка по постановлению Номер от Дата утвердило решение комиссии по жилищным вопросам о предоставлении ей Адрес, общей площадью .... Однако, квартира была предоставлена ей без учета состава членов ее семьи, поскольку она проживает совместно с несовершеннолетним сыном ФИО2, Дата года рождения. Проживать вдвоем с сыном в однокомнатной квартире невозможно, так как согласно ст.58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только сих согласия. Сведения о составе ее семьи были предоставлены для рассмотрения жилищной комиссии, однако, не были учтены при вынесения решения о предоставлении ей однокомнатной квартиры. Дырко Н.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнив их и уточнив, просила суд признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа город Михайловка от Дата (протокол Номер) и постановление Номер от Дата Администрации городского округа Адрес в части предоставления Дырко Наталии Яковлевны Адрес, общей площадью .... без учета состава членов ее семьи, и обязать Администрацию городского округа город Михайловкапредоставить Дырко Наталии Яковлевне, Дата года рождения, расположенное в Адрес жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям с учетом состава членов ее семьи. Представитель ответчика Администрации городского округа город Михайловка- по доверенности Железкина Ж.П. с исковыми требованиями не согласна, просила отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что именно Дырко Н.Я. является лицом из числа ... и именно она имеет право в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в связи с чем администрацией городского округа ей предоставлено жилое помещение, общей площадью .... Доводы истицы о том, что ей и ее ... должно быть предоставлено жилое помещение на семью из 2-х человек, основаны на ином толковании норм материального права. Преамбула ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс РФ. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации городского округа город Михайловка от Дата Дырко Н.Я., ... признана нуждающейся во внеочередном получении жилья, она поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно п.3 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение не утрачивают данное право по достижению указанного возраста. Решением Михайловского районного суда от Дата признаны незаконными бездействие Администрации городского округа город Михайловка по исполнению требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Администрация городского округа город Михайловкаобязанапредоставить Дырко Наталии Яковлевне, Дата года рождения, расположенное в Адрес жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.\л.д.8\ На основании решения Михайловского районного суда от Дата Администрацией городского округа город Михайловка по постановлению Номер от Дата утвердило решение комиссии по жилищным вопросам о предоставлении Дырко Н.Я. Адрес, общей площадью ...м.\л.д.7\. Как следует из справки Номер на период рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения истице, в состав ее семьи входил ... ФИО2, ..., который находится на ее иждивении и проживает с нею и в настоящее время.\л.д.13\ Данный факт не оспаривается и представителем ответчика. Возражая против иска, представитель ответчика сослался на Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", считая, что действие Закона направлено на оказание государственной поддержки именно названной категории лиц, в силу чего не распространяется на членов семьи таких лиц. Суд находит возражения ответчика необоснованными по следующим основаниям. В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Содержание приведенной нормы в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Проанализировав приведенные положения, суд считает, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом. Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации). Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает. Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил). Законом Волгоградской области в ред. Законов Волгоградской области от 29.12.2005 N 1168-ОД, от 05.05.2008 N 1679-ОД, от 09.11.2009 N 1960-ОД, « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» в ч.2 ст.4 предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Каких-либо ограничений в предоставлении жилого помещения детям-сиротам с учетом состава их семьи, Закон не содержит. Таким образом, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку Дырко Н.Я. имеет право на предоставление жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям с учетом состава членов ее семьи. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Дырко Наталии Яковлевны - удовлетворить. Признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа город Михайловка от Дата (протокол Номер) и постановление Номер от Дата Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в части предоставления Дырко Наталии Яковлевны Адрес, общей площадью .... без учета состава членов ее семьи. Обязать Администрацию городского округа город Михайловкапредоставить Дырко Наталии Яковлевне, Дата, расположенное в гАдрес жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям с учетом состава членов ее семьи. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через районный суд. СУДЬЯ: Л.П.ИСАЕВА. Мотивированный текст решения изготовлен 22 сентября 2011 года. СУДЬЯ: Л.П.ИСАЕВА.