Дело 2-1228/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 августа 2011 г. г. Михайловка Волгоградской области Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Бакчеевой В.А., при секретаре Петряшовой Л.А., с участием помощника прокурора Михайловской межрайонной прокуратуры Волгоградской области Кибиткиной И.В., представителя ответчика - Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Коноваловой О.А., представителя ответчиков - филиала ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области и ФГУП ГОССМЭП МВД России Новикова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области, ФГУП ГОССМЭП МВД России, Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании незаконными действий по переводу светофорных объектов в режим «желтый мигающий» и бездействий по необеспечению содержания светофорных объектов и их нефинансирования, у с т а н о в и л: Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к филиалу ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области, Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании незаконными действий по переводу светофорных объектов в режим «желтый мигающий» и бездействий по необеспечению содержания светофорных объектов и их нефинансирования, указывая, что в ходе проведенной Михайловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области проверки установлено, что филиалом ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области все светофорные объекты, расположенные на территории г. Михайловка, в период с Дата по Дата были переведены в режим «желтый мигающий» по причине отсутствия со стороны Администрации городского округа г. Михайловка финансирования на содержание светофорных объектов. Содержание автомобильной дороги нацелено на поддержание надлежащего технического состояния, оценку этого состояния, организацию и обеспечение безопасности дорожного движения. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на обслуживание светофорных объектов, находящихся на автомобильных дорогах в границах соответствующих муниципальных образований, но не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность. Распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляется исходя из количества и типа светофорных объектов. На балансе филиала ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области находится 14 светофорных объектов, расположенных на территории городского округа г. Михайловка. По информации ОГИБДД при Михайловском ОВД в связи с отключением светофорных объектов произошло увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. Дата было зарегистрировано 4 ДТП, Дата - 6 ДТП. Прокурор просит суд признать незаконными действия филиала ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области по переводу светофорных объектов на территории городского округа г. Михайловка в режим «желтый мигающий», признать незаконным бездействие Администрации городского округа г. Михайловка по необеспечению содержания светофорных объектов г. Михайловка, их нефинансированию и обязать Администрацию городского округа г. Михайловка принять меры по финансированию содержания светофорных объектов города Михайловка в целях организации и усиления безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах г. Михайловка, а также по охране жизни и здоровья граждан, как участников дорожного движения и решение в данной части обратить немедленному исполнению. Определением Михайловского районного суда Волгоградской области от Дата в связи с отказом прокурора от части иска данное гражданское дело Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области, ФГУП ГОССМЭП МВД России, Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании действий по переводу светофорных объектов в режим «желтый мигающий» и бездействий по необеспечению содержания светофорных объектов и их нефинансирования, возложении обязанности по финансированию содержания светофорных объектов прекращено. В судебном заседании помощник Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Кибиткина И.В. поддержала исковое заявление в частиисковых требований о признании незаконными действий по переводу светофорных объектов в режим «желтый мигающий» и бездействий по необеспечению содержания светофорных объектов, сославшись на доводы, изложенные в нем, просила суд удовлетворить иск в полном объеме. Представитель ответчика - Администрации городского округа город Михайловка Коновалова О.А. в судебном заседании исковое заявление не признала и показала, что Дата Администрация городского округа город Михайловка провела открытый аукцион в электронном виде на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка, в котором истец участия не принимал. Победителем аукциона было признано ООО «Перспектива», как предложившее наилучшее исполнение контракта. По результатам открытого электронного аукциона, согласно протоколу проведения аукциона от Дата между Администрацией городского округа город Михайловка и ФИО8 Дата был заключен муниципальный контракт Номер на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка в Дата Согласно приложению Номер к контракту в перечень светофорных объектов, где должны проводиться работы, являющиеся предметом муниципального контракта, включены 14 светофорных объектов. Аукцион Дата был проведен в полном соответствии с главой 3.1.ФЗ № 94-ФЗ. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от Дата по делу Номер г. проведение аукциона на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов было признано незаконным. На основании указанного решения и в связи с тем, что ФИО8 не исполнялись должным образом обязательства по вышеуказанному договору, Администрацией городского округа город Михайловка был заключен муниципальный контракт с ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области. Платежным поручением от Дата Номер Администрация городского округа город Михайловка исполнила обязательства по контракту, заключенному с ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от Дата удовлетворены исковые требования ФГУП Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации в полном объеме и взыскал с муниципального образования городского округа город Михайловка Волгоградской области в пользу истца ... неосновательного обогащения. ФГУП ГОССМЭП МВД России осуществляет содержание светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка. Просит суд отказать с удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика - филиала ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области и ФГУП МВД России Новиков А.С. исковое заявление не признал, указав, что ФГУП ГОССМЭП МВД России является специализированным государственным унитарным предприятием и контракт на обслуживание светофорных объектов в 2011 г. в г. Михайловка подлежит заключению с ним, как с единственным поставщиком в порядке п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также ФГУП ГОССМЭП МВД России является единственной организацией, имеющей право заключения договоров с энергоснабжающими организациями на обеспечение электроэнергией светофорных объектов в г. Михайловка. Однако Администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области был объявлен и проведен открытый аукцион на территории городского округа город Михайловка на Дата., в котором победителем аукциона являлось ООО «Перспектива». По причине возникшего бездоговорного обслуживания светофорных объектов ФГУП ГОССМЭП МВД России оказалось в тяжелом финансовом положении, не способным оплатить задолженность по электроэнергии электроснабжающей организации. Светофорные объекты, договор на эксплуатацию которых являлся предметом аукциона, являются федеральной собственностью и принадлежат ФГУП ГОССМЭП МВД России на праве хозяйственного ведения для осуществления предусмотренной Уставом хозяйственной деятельности. Иные лица не вправе без согласия собственника и ФГУП ГОССМЭП МВД России осуществлять какие-либо действия в отношении указанного имущества, совершать сделки с этого имущества, использовать его, проводить в отношении него аукцион и так далее. Администрация городского округа город Михайловка не обладает правомочиями собственника в отношении светофорных объектов. Администрацией объявлен аукцион на обслуживание имущества, которое ей не принадлежит, в отношении которого она не осуществляет правомочия собственника ни в силу закона, ни по поручению собственника. При этом на территории г. Михайловка ФГУП ГОССМЭП МВД России принадлежит 100 % светофорных объектов, то есть обладает производственными мощностями, необходимыми для оказания услуг. Решением Арбитражного суда от 27 мая 2011 г. проведение аукциона 17 марта 2011 г. признано незаконным. Таким образом, отключение светофорных объектов в г. Михайловка произведено вынужденно по вине Администрации городского округа Михайловка, которая своевременно не заключила контракт на обслуживание светофорных объектов, вины ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области не имеется. Выслушав представителей сторон по делу, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает исковое заявление Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст. 2,3,5,12 ФЗ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» основанными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В соответствии с п. 6 ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 5,13,17,34 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1.5. Правил дорожного движения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от Дата Номер, светофор является техническим средством организации дорожного движения. Согласно п.2.1. постановления Администрации Волгоградской области от 14.02.2011 № 25- п «Об утверждении Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного фонда софинансирования расходов на 2011 г. субсидий на обеспечение мероприятий по безопасности дорожного движения» определено, что субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на обслуживание светофорных объектов, находящихся на автомобильных дорогах к границах соответствующих муниципальных образований, но не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, в соответствии с приложением к настоящему Порядку. Распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляется исходя из количества и типа светофорных объектов. Оснащение территории городского округа город Михайловка техническими средствами регулирования и автоматизированного управления дорожным движением, включая функционирование светофорных объектов, осуществляемое ФГУП «Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации» нацелено на обеспечением безопасности дорожного движения. Достижение указанной цели производится путем стабильного финансирования, которое должно обеспечиваться этим предприятием, в том числе путем содержания светофорных объектов, заключения соответствующего договора в администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области. Согласно п.2.1. Уставу ФГУП Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие МВД РФ, который имеет филиал - ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области целью деятельности Предприятия являются: а) производство работ, продукции и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей в сфере организации дорожного движения и общественных потребностей в сфере организации дорожного движения и обеспечения его безопасности на базе оснащения городов и других населенных пунктов техническими средствами регулирования и населенных пунктов техническими средствами регулирования и автоматизации управления дорожным движением. Согласно п.п.2.2. Положения о производственном филиале Федерального государственного унитарного предприятия «Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства Внутренних дел Российской Федерации» целью предприятия является производство работ, продукции и оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей в сфере организации дорожного движения и обеспечения его безопасности на базе оснащения городов и населенных пунктов техническими средствами регулирования и автоматизированного управления дорожным движением, стабильного финансирования этого процесса и получения прибыли. Согласно п.п.3.3. данного Положения для осуществления своей деятельности филиал наделяется имуществом создавшего его предприятия, которое учитывается на отдельном балансе, являющимся неотъемлемой частью самостоятельного баланса предприятия (л.д. 12-20). Светофорные объекты, которые являются федеральной собственностью, переданы ФГУП Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации для предусмотренной его уставом хозяйственной деятельности. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений РФ Номер-р от Дата, ФГУП «Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации» реорганизовано путем присоединения дочерних государственных унитарных предприятий, в том числе - УП «Волгоградгостранссигнал» (л.д.21-26). Как следует из письменных материалов дела: протокола Номер рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка от Дата (л.д.149), протокола подведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка от Дата (л.д.150), постановления Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Номер от Дата «О создании аукционной комиссии для определения победителя открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка» (л.д.151), извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка (л.д.153), в результате проведенного Администрацией городского округа город Михайловка Дата открытый аукциона в электронном виде победителем данного аукциона признано ФИО8 с которым был заключен контракт Номер на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка в Дата (л.д. 29-49). Решением Арбитражного суда Волгоградской области от Дата признано незаконным проведение Администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области аукциона от Дата на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов на территории городского округа город Михайловка (л.д. 126-130). Решением Арбитражного суда Волгоградской области от Дата решено взыскать с муниципального образования городского округа город Михайловка Волгоградской области в лице администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в пользу федерального государственного унитарного предприятия Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие МВД РФ ... неосновательного обогащения (л.д. 162-171). Постановлением Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда от Дата решением Арбитражного суда Волгоградской области от Дата оставлено без изменения в части удовлетворения заявленных исковых требований (л.д. 172-179). Судом установлено, что Администрацией городского округа город Михайловка был проведен аукцион на выполнение работ по обслуживанию светофорных объектов, в результате которого победителем являлся ООО «Перспектива», который решением суда признан судом незаконным, а ФГУП Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации не выполняло своих уставных целей, не финансировалось на протяжении периода с Дата по Дата, в связи с заключением контракта на обслуживание светофорных объектов на территории Адрес, а так же и после заключения данного контракта Номер от Дата с Дата до Дата (л.д. 88-106). Светофорные объекты, договор на эксплуатацию которых являлся предметом аукциона, являются федеральной собственностью и принадлежат ФГУП ГОССМЭП МВД России на праве хозяйственного ведения для осуществления предусмотренной Уставом хозяйственной деятельности. Администрация городского округа город Михайловка не вправе без согласия собственника и ФГУП ГОССМЭП МВД России проводить в отношении него аукцион, поскольку не обладает правомочиями собственника в отношении светофорных объектов. На территории г. Михайловка ФГУП ГОССМЭП МВД России принадлежит 100 % светофорных объектов, то есть обладает производственными мощностями, необходимыми для оказания услуг. Согласно ст. 3 Федерального Закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения. Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» запрещает изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения безопасности дорожного движения. Согласно п.п.7.4.4. ГОСТ Р 52289 -2004 г. в период снижения интенсивности движения до значений не менее 50 % для условий 1 и 2 по 7.2.14 светофоры Т.1 и Т.3 (любых исполнений), Т.2 и Т.9 переводят на режим мигания желтого сигнала с частотой, указанной в п. 7.4.3 для зеленого сигнала. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом. Согласно распоряжению филиала ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области Номер от Дата на основании распоряжения директора филиала ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области от Дата Номер электромонтеру участка МЭО ТСОДД по Волгоградской области г. Михайловка дано распоряжение провести перевод светофорных объектов в режим «желтого мигания» с 17.00 час. Дата на семи светофорных объектах (с наименьшей интенсивностью движения) Адрес с 12.00 час. Дата на остальных семи светофорных объектах (л.д. 125). Из справки и.о. начальника ОГИБДД при Михайловском ОВД ФИО5 следует, что светофорные объекты на территории Адрес были отключены в период с Дата с 10 часов по 18 часов Дата В связи с отключением светофорных объектов в Адрес произошло увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. Дата было зарегистрировано 4 ДТП, Дата - 6 ДТП (л.д.27). Из показаний представителя ответчика ФГУП ГСМЭП МВД РФ Новикова А.С. в судебном заседании следует, что единственной причиной переключения светофоров на «желтый мигающий» являлось отсутствие финансирования со стороны Администрации городского округа город Михайловка. Доказательств тому, что на улицах городского округа город Михайловка светофоры были переведены на «желтый мигающий» в связи со снижением интенсивности движения, суду ответчиками не представлено. Таким образом, судом установлено, что на территории городского округа г. Михайловка Волгоградской области филиалом ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области был произведен перевод светофорных объектов в режим «желтого мигания» по причине необеспечения содержания светофорных объектов и отсутствия финансирования со стороны администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области. Следовательно, именно ФГУП ГСМЭП МВД РФ виновен в незаконном переключении светофоров на «желтый мигающий» на территории городского округа город Михайловка, поскольку отсутствие финансирования не является предусмотренных законом основанием переключения светофоров на «желтый мигающий». Филиал ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области не воспользовался судебной защитой своих прав, нарушая принципы приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, произвел перевод светофорных объектов в режим «желтый мигающий», а Администрация городского округа город Михайловка возложенную на нее обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования в пределах городского округа г. Михайловка и проведению мероприятий по организации дорожного движения на этих дорогах, в том числе посредством использования технических средств не выполнила. Действия филиала ФГУП ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области по переводу светофорных объектов в режим «желтый мигающий» и бездействия Администрации городского округа город Михайловка по необеспечению содержания светофорных объектов, их финансирования противоречат действующему законодательству и создают угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ФГУП «ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области», Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании действий по переводу светофорных объектов в режим «желтый мигающий» и бездействий по необеспечению содержания светофорных объектов и их нефинансирования - удовлетворить. Признать незаконными действия филиала ФГУП «ГОССМЭП МВД России по Волгоградской области» по переводу светофорных объектов, расположенных на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области в режим «желтый мигающий» в период с Дата с 10 часов по 18 часов Дата Признать незаконными бездействия Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области по необеспечению содержания светофорных объектов и их нефинансирования - незаконными в период с Дата по Дата Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 17 августа 2011 г. Судья В.А. Бакчеева