Дело № 2-1561\2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Михайловский районный суд Волгоградской области В составе: председательствующего судьи Л.П. Исаевой с участием прокурора Кибиткиной И.В., при секретаре Думчевой И.И. 25 августа 2011 года в г.Михайловка Волгоградской области Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора в защиту интересов Собко Ксении Сергеевны к Администрации городского округа город Михайловка о возложении обязанности по предоставлению жилой площади, УСТАНОВИЛ: Михайловский межрайонный прокурор в защиту интересов Собко Ксении Сергеевны обратился с иском к Администрации городского округа город Михайловка о возложении обязанности по предоставлению жилой площади. В обоснование своих требований указал, что Постановлением администрации городского округа город Михайловка от Дата Собко К.С., ..., она поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно п.3 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение не утрачивают данное право по достижению указанного возраста. Однако, Собко К.С. до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Согласно ст.1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 года №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» органы местного самоуправления муниципальных районом и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение. В соответствии со ст.6 данного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Михайловка по исполнению требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и обязать Администрацию городского округа город Михайловкапредоставить Собко К.С., Дата года рождения, расположенное в Адрес жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу. Собко К.С. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, поскольку является сиротой и не обеспечена жилой площадью. Представитель администрации в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно которого просил удовлетворить исковые требования прокурора к администрации городского округа- город Михайловка, поскольку в Законе Волгоградской области от 20.12.2010 года №2139-ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»для городского округа-город Михайловка предусмотрены ассигнования в размере .... Размер ассигнований определен Комитетом бюджетно-финансовой политики казначейства Администрации Волгоградской области исходя из сведений, предоставленных органами местного самоуправления городского округа-город Михайловка, о количестве лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, согласно списку очередности предоставления жилых помещений. Согласно сведениям, предоставленным Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области, остаток неиспользованных средств городским округом-городом Михайловка по состоянию на 01.04.2011 г. на конец 1 квартала в общей сложности составил .... Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 №250-О-П, абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 3159-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагается, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 № 85-В08-3 указано, что отсутствие в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, в не в порядке какой-либо очереди ( по списку внеочередников). Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Законом Волгоградской области в ред. Законов Волгоградской области от 29.12.2005 N 1168-ОД, от 05.05.2008 N 1679-ОД, от 09.11.2009 N 1960-ОД, « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» в ч.2 ст.2 предусмотрено, что средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение и образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской области об областном бюджете. Порядок расчета и предоставления субвенций устанавливается законом Волгоградской области. В ст. 4 ч. 2.1 данного Закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.(п. 2.1 введен Законом Волгоградской области от 05.05.2008 N 1679-ОД) Постановлением от 20 октября 2008 г. N 1446 городского округа город Михайловка Волгоградской области утвержден Порядокучета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, расходования и учета средств на предоставление им жилья по договорам социального найма за счет субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление государственных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст.2.2 которого, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются на основании постановления главы городского округа город Михайловка Волгоградской области. В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации городского округа город Михайловка от Дата ФИО1, .... Согласно п.3 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение не утрачивают данное право по достижению указанного возраста. Однако, Собко К.С. до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. В силу ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ. Таким образом, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 235-237 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Михайловка по исполнению требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Обязать Администрацию городского округа город Михайловкапредоставить Собко Ксении Сергеевне, Дата года рождения, расположенное в ... жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд в течение 10 дней. Решение изготовлено в совещательной комнате печатным текстом. СУДЬЯ: