Дело № 2-1784\2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 октября 2011 г. Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В., при секретаре Ермаковой Ю.В., с участием представителя истца Шалыгина В.В. - Шибитова И.В., представителя ответчика Михайловской городской Думы Волгоградской области Кужановой В.В., представителя третьего лица Молодежного парламента городского округа город Михайловка Волгоградской области Клименко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Михайловке Волгоградской области гражданское дело по иску Шалыгина Владимира Владимировича к Михайловской городской Думе Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления, признании ответа на запрос, исполненным с нарушением порядка и срока уведомления, установленных законом, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Шалыгин В.В. обратился с иском к Михайловской городской Думе Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления, признании ответа на запрос, исполненным с нарушением порядка и срока уведомления, установленных законом, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что Дата он направил запрос в Михайловскую городскую дому с целью получения информации о членах Молодежного парламента, сложивших свои полномочия в Дата Поскольку ответа на данный запрос не последовало, он его продублировал Дата В нарушение Конституции РФ и Закона РФ «О средствах массовой информации» ответ на запрос в надлежащей форме не поступил, а в ответе от Дата Номер председатель Михайловской городской Думы рекомендовал ему для получения интересующих его сведений обратиться в Моложенный парламент. Считает данный ответ незаконным, поскольку деятельность Молодежного парламента находится в ведении Михайловской городской Думы. В судебное заседание истец Шалыгин В.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, доверил представлять свои интересы Шибитову И.В. В судебном заседании представитель истца Шибитов И.В. исковые требования поддержал, дополнил, что Шалыгин В.В. является главным редактором газеты «Ваша альтернатива», направляя запрос редакции в Михайловскую городскую Думу он воспользовался своими правами гражданина и редактора газеты, ответ на его запрос, данный Дата Номер председателем Михайловской городской Думы не соответствует требованиям закона, дан с нарушением срока и порядка, Молодежный парламент какого-либо самостоятельного правового статуса не имеет, просил исковые требования удовлетворить, взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда ... рублей, судебные расходы ... рублей. В судебном заседании представитель ответчика Михайловской городской Думы Волгоградской области Кужанова В.В. заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражения, указала о том, что Молодежный парламент городского округа город Михайловка в структуру Михайловской городской Думы Волгоградской области не входит, Дума не располагает сведениями, которые запросил Шалыгин В.В., Молодежный парламент является молодежной общественной организацией, ведет свое делопроизводство самостоятельно. В судебном заседании представитель третьего лица Молодежного парламента городского округа город Михайловка Волгоградской области Клименко А.С. относительно заявленных требований пояснил, что Молодежный парламент городского округа город Михайловка в структуру Михайловской городской Думы Волгоградской области не входит, Дума не располагает сведениями, которые запросил Шалыгин В.В., Молодежный парламент является молодежной общественной организацией, ведет свое делопроизводство самостоятельно. Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает требования Шалыгина В.В. подлежащими частичному удовлетворению. Из заявления истца Шалыгина В.В. следует, что, являясь главным редактором газеты «Ваша альтернатива» Дата, а затем повторно Дата, направил запрос в Михайловскую городскую Думу с целью получения информации о количестве членов Молодежного парламента городского округа город Михайловка Волгоградской области, написавших заявления в Дата о сложении своих полномочий, а так же их фамилий, имен, отчеств и мест работы или учебы. Однако, в надлежащем виде ответ запрашиваемых сведений он не получил. Поскольку истцом не предоставлено доказательств, что первоначально запрос им направлялся Дата, суд исходит из имеющейся в материалах дела его копии, повторно направлявшейся Дата и полученной Михайловской городской Думой Дата (л.д. 13) и рассматривает исковые требования относительно правомерности действий Михайловской городской Думы по ответу именно на данный запрос. Из ответа на запрос Шалыгина В.В., данного Михайловской городской Думой от Дата Номер следует, что в структуре Михайловской городской Думы Молодежного парламента нет. Рекомендую переадресовать запрос руководству Молодежного парламента (л.д. 15). Согласно ст. 22 Устава городского округа город Михайловка в редакции Решения Михайловской городской Думы Волгоградской области от Дата Номер, в структуру органов местного самоуправления городского округа город Михайловка Волгоградской области входит Михайловская городская Дума (л.д. 108). Из части 2 ст. 23 Устава следует, что Михайловская городская Дума обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством (л.д. 108 оборот). Решением Михайловской городской Думы от Дата ФИО6 избран председателем Думы четвертого созыва, Дата с ним заключен трудовой договор. Согласно копии приказа Номер-р от Дата главным редактором газеты «Ваша альтернатива» назначен Шалыгин В.В. (л.д. 38). Газета «Ваша альтернатива» зарегистрирована в установленном порядке и имеет свой Устав, в котором указано, что ее учредителем является Шалыгин В.В. (п. 1.2) (л.д. 37, 34-36). Обосновывая свое право направлять запросы в органы местного самоуправления с целью получения сведений об их деятельности, истец ссылается на Конституцию РФ, Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон «О средствах массовой информации». Так ст. 19 Конституции РФ указывает, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Статья 8 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предусматривает следующие права пользователя информации: 1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; 4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации; 5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В статье 39 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" указано, что редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Как отмечено в п. 15 Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" при разрешении дел, касающихся сбора информации, необходимо иметь в виду, что выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами (например, частью 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", пунктом "б" статьи 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", подпунктом 14 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона "О военном положении"). Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). В силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Согласно части 6 статьи 18 этого Закона отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать пятнадцать дней сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос. Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что редактор газеты «Ваша альтернатива» путем направления запроса в орган местного самоуправления - Михайловскую городскую Думу Волгоградской области реализовал свои права на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления. В течение семидневного срока, предусмотренного законом Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", ответчик ответа на запрос Шалыгину В.В. не направил. Суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика Михайловской городской Думы и представителя Молодежного парламента Михайловского городского округа город Михайловка о том, что Михайловская городская Дума не располагает запрашиваемой информацией, ввиду отсутствия в ее структуре Молодежного парламента, поскольку они противоречат представленным доказательствам. Действительно, как следует из Решения Михайловской городской Думы Волгоградской области от 14.04.2008 г. «О структуре Михайловской городской Думы» (в ред. от 17.12.2010 г. № 562), Молодежный парламент в структуре Михайловской городской Думы отсутствует (л.д. 47-51). Однако, в ст. 22 Регламента Михайловской городской Думы в редакции от Дата Номер, указано, что Молодежный парламент является коллегиальным совещательным органом при Михайловской городской Думе и создается в целях стимулирования участия молодых граждан в реализации молодежной политики (л.д. 92 оборот). Постановлением Михайловской городской Думы от 08 февраля 2010 г. № 26\д утверждено Положение «О Молодежном парламенте городского округа город Михайловка» (л.д. 43), в п. 1.1 которого так же указано, что Молодежный парламент является коллегиальным совещательным органом по вопросам молодежной политики в городском округе город Михайловка, не является юридическим лицом (п. 1.4). В целях реализации своих задач вправе участвовать в заседаниях Михайловской городской Думы (п.п. 1 п. 5.1) и обязан ежеквартально информировать Думу о принятых решениях и результатах деятельности (п.п. 1 п. 5.2). Деятельность Моложенного парламента может быть прекращена, в том числе, по постановлению Михайловской городской Думы (п.п. 2 ч. 8) (л.д. 44-45). Постановление от 25.03.2010 г. № 1 «О регламенте Молодежного парламента городского округа город Михайловка», принятое Молодежным парламентом, так же подписано председателем Михайловской городской Думы (л.д. 153). В п. 2 ст. 1 Регламента, указано, что Молодежный парламент создан при Михайловской городской Думе. Его деятельность осуществляется на общественных началах. В ст. 2 закреплено, что Молодежный парламент подотчетен Михайловской городской Думе. (л.д. 154-155). Анализ данных доказательств позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на то, что Молодежный парламент не включен в структуру Михайловской городской Думы, он создан при Михайловской городской Думе, является ее коллегиальным органам по вопросам молодежной политики городского округа город Михайловка и подотчетен в своей работе Думе. Какого-либо самостоятельного юридического статуса не имеет. Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что Молодежный парламент городского округа город Михайловка является самостоятельной общественной организацией не подтверждены доказательствами, поскольку общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статья 8 которого определяет понятие «общественной организации». Так, согласно указанной статьи - общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Анализ положений данного закона подтверждает вывод суда о том, что Молодежный парламент не является общественной организацией, имеет статус коллегиального органа при органе местного самоуправления - Михайловской городской Думе, что свидетельствует о необоснованном и незаконном отказе председателя Михайловской городской Думы в предоставлении информации по запросу главного редактора газеты «Ваша альтернатива» от Дата о деятельности, касающейся Молодежного парламента. Представителем ответчика так же не предоставлено доказательств, свидетельствующих о невозможности дать ответ на рассматриваемый запрос редактора газеты путем истребования необходимых сведений у уполномоченных членов Молодежного парламента. Решением Михайловского районного суда Волгоградской области от 26 августа 2011 г. по делу № 2-1520\11 установлено, что первоначальный ответ Михайловской городской Думы от Дата Номер на запрос Шалыгина В.В. от Дата оформлен с нарушением порядка предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления, однако не был признан отказом в предоставлении запрашиваемой информации. То обстоятельство, что в Молодежном парламенте городского округа город Михайловка действует собственная инструкция по делопроизводству, а так же в Молодежном центре и Многофункциональном центре г. Михайловки размещены почтовые ящики для обращений в Молодежный парламент, а при входе в администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области имеются таблички с надписью «Молодежный парламент», не свидетельствует о том, что Молодежный парламент является самостоятельным органом, наделенным полномочиями, выходящими за пределы его компетенции, установленной статьей 4 Положения о молодежном парламенте и статьей 4 Регламента Молодежного парламента. Юридического адреса, по которому возможно направлять обращения в Молодежный парламент, не имеется. Между тем, в ч. 2 ст. 25 Устава городского округа город Михайловка Волгоградской области закреплено, что Михайловская городская Дума обладает полномочиями, определенными, в том числе, федеральными законами. Такими законами являются Закона РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», прямо предусматривающие обязанность органов местного самоуправления предоставлять средствам массовой информации запрашиваемую информацию в целях обеспечения права граждан на получение информации. Поскольку со дня получения запроса истца Михайловской городской Думой - Дата прошло более установленного семидневного срока для дачи ответа, а данный ответ от Дата Номер фактически является незаконным отказом в предоставлении запрашиваемой информации о деятельности Молодежного парламента в нарушение Конституции Российской Федерации, Закона РФ «О средствах массовой информации», суд считает необходимым обязать Михайловскую городскую Думу Волгоградской области в трехдневный срок со дня вступления в силу настоящего решения предоставить истцу запрашиваемую информацию. Поскольку в отношении Шалыгина В.В., как гражданина РФ и главного редактора общественно-политической газеты имели место незаконные действия со стороны должностного лица коллегиального органа местного самоуправления, причинение морального вреда истцу презюмируется и не требует доказывания. Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Статья 1069 ГК РФ указывает, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статья 8 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусматривает, пользователь информацией имеет право: 4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации; 5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Учитывая требования разумности и справедливости, степень нравственных страданий Шалыгина В.В., связанных с индивидуальными особенностями данного лица, а так же то обстоятельство, что моральный вред причинен действиями должностного лица органа местного самоуправления (юридического лица), суд считает необходимым взыскать в его пользу с Михайловской городской Думы в счет компенсации морального вреда ... рублей. По рассматриваемому делу Шалыгиным В.В. понесены судебные расходы в виде оплаты услуг представителя - Шибитова И.В. в размере ... рублей. Указанные расходы подтверждаются квитанцией об оплате. В силу части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Таким образом, в части 1 статьи 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. О применении части 1 статьи 100 ГПК РФ указано в Определении Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 355-О, согласно которому обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Таким образом, принимая во внимание сложность дела, длительность занятости представителя в судебных заседаниях, объем написания судебных документов, суд находит разумным предел судебных расходов на оплату услуг представителя ... рублей и, считает необходимым, взыскать данную сумму с ответчика Михайловской городской Думы в пользу истца. Кроме того, по правилам статьи 98 ГПК РФ, в пользу истца так же подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины - ... рублей. В удовлетворении остальной части требований Шалыгину В.В. о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов в больших суммах, необходимо отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст. cт. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шалыгина Владимира Владимировича к Михайловской городской Думе Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления, признании ответа на запрос, исполненным с нарушением порядка и срока уведомления, установленных законом, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворить частично. Признать отказ Шалыгину Владимиру Владимировичу, данный Михайловской городской Думой Волгоградской области от Дата Номер, в предоставлении запрашиваемой информации о деятельности органа местного самоуправления, незаконным, исполненным с нарушением порядка и срока уведомления, установленных Федеральным законом от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», нарушающим право на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления, а так же нарушающим конституционное право на получение информации. Обязать Михайловскую городскую Думу Волгоградской области в трехдневный срок со дня вступления в силу настоящего решения суда, предоставить главному редактору газеты «Ваша альтернатива» Шалыгину Владимиру Владимировичу запрашиваемую им информацию по запросу от Дата Номер. Взыскать с Михайловской городской Думы Волгоградской области в пользу Шалыгина Владимира Владимировича компенсацию морального вреда ... рублей, судебные расходы ... рублей, а всего ... рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований о признании незаконным отказа в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления, признании ответов на запросы, исполненными с нарушением порядка и срока уведомления, установленных законом, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов отказать. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в кассационном порядке, путем подачи жалобы в Михайловский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированного текста. Мотивированный текст решения изготовлен 21 октября 2011 г. Судья: Шевлякова Н.В.