Решение о понуждении к устранению действующего законодательства.



№ 2-2009\2011                   

                                          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Михайловский районный суд Волгоградской области

г. Михайловка

Волгоградской области     от 27 октября 2011 года

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В., при секретаре Ермаковой Ю.В., с участием прокурора Федяева А.С., представителя ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г., представителя третьего лица филиала № 20 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Думчева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области», администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Михайловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области», администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокуратурой 15 сентября 2011 г. проверки соблюдения требований законодательства об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых бюро МСЭ № 20 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области, выявлены следующие нарушения: по месту нахождения бюро МСЭ № 20 по ул. Некрасова, 1б в г. Михайловке Волгоградской области не оборудован доступ в помещение инвалидов-колясочников, т.к. отсутствуют пандусы и специальные огорождения, не предусмотрены специальные места для парковки транспортных средств инвалидов, не установлены в помещениях для ожидания приема посетителей столы (стойки) для возможности оформления документов, не организован гардероб, кабинеты не оснащены информационными табличками с указанием номера кабинета, не установлен при входе в кабинет стенд с информацией, перечисленной в п. 44 Административного регламента.

Просит суд обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в помещении бюро МСЭ № 20 по ул.Некрасова, 1б в г. Михайловке Волгоградской области в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 г. № 295н.

В судебном заседании прокурор Федяев А.С. исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г. исковые требования не признала, пояснила, что Михайловский филиал № 20 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» располагается в настоящее время в подвале муниципального здания МУЗ «Михайловская ЦРБ» без законных оснований, в помещении, не предназначенном для оказания каких-либо государственных услуг для людей с ограниченными возможностями, технической возможности для оборудования спуска в подвал пандусами не имеется, так как лестничные пролеты крутые и узкие, места для отдельного гардероба нет. Администрация городского округа город Михайловка, являясь собственником здания, категорически возражает против какого-либо переустройства своих помещений, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» неоднократно предлагалось освободить занимаемое помещение, так как у него в безвозмездном пользовании находится нежилое помещение площадью 278 кв. метров по ул. Лермонтова, 8\2 в г. Михайловке Волгоградской области, расположенное на первом этаже, в настоящее время в арбитражный суд Волгоградской области направлено исковое заявление о понуждении к освобождению Михайловским филиалом № 20 не законно занимаемого помещения. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица филиала № 20 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Думчев О.В. в судебном заседании пояснил, что действительно, занимаемое в настоящее время помещение не соответствует требованиям Административного регламента и располагается в подвале МУЗ «Михайловская ЦРБ», данное помещение имеет малую площадь, что не позволяет организовать отдельный гардероб и пандусы.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181 определяет, что признание лица инвалидом и дата установления инвалидности осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранению.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы, изложены в Административном регламенте, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 295н.

К таким помещениям предъявляются следующие требования:

33. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны находиться преимущественно на нижних этажах зданий, в которых размещены Федеральное бюро, главное бюро, бюро, оборудованных отдельным входом, или в отдельно стоящих зданиях, с предоставлением доступа в помещение инвалидов-колясочников.

34. На территории, прилегающей к месторасположению Федерального бюро, главного бюро, бюро должны быть предусмотрены специальные места для парковки транспортных средств, в том числе для инвалидов.

36. В целях обеспечения физической доступности для получателей государственной услуги с ограничениями жизнедеятельности помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны быть оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечены беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.

37. В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, для ожидания приема получателей государственной услуги (их законных представителей) оборудуются места (помещения), имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, санитарно-технические помещения (санузел) с учетом доступа инвалидов-колясочников и гардероб. Количество мест для ожидания приема получателей государственной услуги определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

39. Кабинеты приема получателей государственных услуг должны быть оснащены информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.

Согласно ст. 44 Административного регламента информационные стенды устанавливаются при входе в помещения, в которых размещаются Федеральное бюро, главное бюро, бюро.

Как следует из справки № 571 по результатам участия Управления Росздравнадзора по Волгоградской области в проверке 15 сентября 2011 г. совместной с прокуратурой Даниловского, межрайонной прокуратурой Михайловского района по вопросу проведения медико-социальной экспертизы, нарушены требования ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

- филиал № 20 находится в здании поликлиники без договорных отношений, так как помещение, находящееся в оперативном управлении по адресу: г. Михайловка, ул. Лермонтова, 8\2 требует проведения капитального ремонта;

- в здании поликлиники, где в настоящее время размещается бюро № 20, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к бюро МСЭ: бюро МСЭ расположено в полуподвальном помещении при отсутствии лифта, имеется крутая лестница, отсутствуют поручни. При входе в помещение отсутствует пандус.;

- на земельном участке, прилегающем к бюро МСЭ, парковочные места для парковки автомобилей инвалидов, не оборудованы;

- в помещении отсутствует туалет для посетителей, гардеробная, имеющиеся помещения нуждаются в проведении ремонтных работ (л.д. 8-9).

Анализ данного доказательства и положений действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, позволяет сделать вывод о том, что помещение, занимаемое Михайловским филиалом бюро МСЭ, не соответствует требованиям, предъявляемым к нему данным законодательством.

Между тем, суд находит заслуживающим внимания доводы представителя ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о невозможности приведение помещения, занимаемого Михайловским филиалом бюро МСЭ в соответствии с требованиями законодательства, поскольку последний без законных оснований занимает муниципальное помещение, что и отражено в справке по результатам проверки от 15 сентября 2011 г.

В числе оснований, по которым возникают гражданские права и обязанности, статья 8 ГК РФ указывает: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Копией договора № 6\08 от 09 сентября 2008 г., заключенного между администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области и ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области», последнему в безвозмездное пользование передано нежилое встроенное помещение площадью 278 кв. метров на первом этаже здания, расположенного по ул. Лермонтова, 8\2 в г. Михайловке Волгоградской области.

Постановлением главы администрации городского округа город Михайловка от 30 июля 2009 г. № 1142-1 данное помещение исключено из реестра муниципальной собственности и по акту приема передачи от 06 июля 2009 г. передано в федеральную собственность.

15.09.2011 г. глава городского округа город Михайловка Волгоградской области обращался с требованием к руководителю ФГУ «Главное бюро МСЭ по Волгоградской области» освободить без законных оснований занимаемое помещение МУЗ «Михайловская ЦРБ».

Указанные доказательства подтверждают доводы представителя администрации городского округа город Михайловка об отсутствии законных оснований для занятия подвального помещения муниципального здания по ул. Некрасова, 1б в г. Михайловке Волгоградской области.

По правилам ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Поскольку собственник имущества - здания по ул. Некрасова, 1б в г. Михайловке Волгоградской области, которым является администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области, возражает относительно переоборудования подвального помещения, оборудования земельного участка стоянками и оснащения кабинетов табличками, которое занимает Михайловский филиал МСЭ, законных оснований для возложения обязанности на ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» обеспечить предоставление государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в помещении по ул. Некрасова, 1б в г. Михайловке, путем приведения его в соответствие с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 295н, не имеется.

При изложенных обстоятельствах, прокурором избран не надлежащий способ защиты гражданских прав граждан, перечень которых предусмотрен в ст. 12 ГК РФ, на основании чего суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-194, 198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении исковых требований Михайловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области, администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к обеспечению предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в помещении бюро МСЭ № 20 по адресу: ул. Некрасова, 1б в г. Михайловке Волгоградской области в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 г. № 295н.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Михайловский районный суд Волгоградской области.

Судья:                                                                                       Н.В. Шевлякова