Дело № 2-1826/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Михайловка Волгоградской области 15 ноября 2011 года Судья Михайловского районного суда Волгоградской области Вовченко П.М. при секретаре Касаткиной Н.С., с участием представителя истца Власова К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйственные вещи, у с т а н о в и л: Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйственные пруды ..., указывая на то, что при проведении проверки установлено, что на территории Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района расположены следующие гидротехнические сооружения: пруды ... Собственник на данные гидротехнические сооружения отсутствует. Статья 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации. Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании прав муниципальной собственности на эту вещь. Непринятие муниципальным образованием мер по постановке данных гидротехнических сооружений на учет в Михайловский отдел Управления федеральной регистрационной службы по Волгоградской области может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Истец просит суд: Обязать администрацию Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области поставить на учет в Михайловский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области как бесхозные вещи гидротехнические сооружения: пруды ... Представитель истца Власов К.Г. иск поддержал, ссылаясь на изложенные в нем доводы, и просил суд удовлетворить его, указывая на то, что пруды это гидротехнические сооружения, которые имеют плотины с системой спуска излишков воды. Плотины являются их неотъемлемой частью прудов, разрушение плотин может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Представитель ответчика в суд не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствии, представил суду возражения на иск, в котором иск не признал и указал на то, что в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного- Заслушав представителя истца, ознакомившись с материалами гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего. Согласно сообщению из НВУ Ростехнадзора о перечне бесхозяйственных гидротехнических сооружений - прудов, на территории Михайловского муниципального района Волгоградской области, подлежащих к принятию в собственность соответствующими сельскими поселениями расположены пруды ... находящиеся на территории Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области, которые подлежат принятию в собственность соответствующими сельскими поселениями ( л.д. 5,6). Как следует из уведомлений Михайловского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, пруды ... собственников не имеют ( л.д. 20,21). Пруды имеют плотины, которые в силу особенностей эксплуатации прудов имеют сооружения для слива излишков воды, поступающей в пруд. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к ним относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Исходя данной статьи, пруды относятся к другим сооружениям, предназначенным для использования водных ресурсов и предотвращения вредных воздействий вод, что по мнению суда подтверждает доводы истца о том, что пруды относятся к гидротехническим сооружениям и в силу этого при отсутствии собственника это может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В силу п. 8 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в редакции от 27.07.2010) обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Поскольку рассматриваемые объекты ГТС расположены в границах муниципального образования - Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области, бездействие администрации указанного муниципального образования по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнических сооружений - прудов, и как следствие их плотин, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей. При изложенных обстоятельствах суд пришел к о выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнических сооружений с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данных сооружений на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества, в связи с чем, считает необходимым возложить обязанность на администрацию Карагичесвского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области по постановке указанных объектов ГТС на учет. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд, р е ш и л : Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйственные вещи - удовлетворить. Обязать администрацию Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области поставить на учет в Михайловском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области как бесхозные вещи следующие гидротехнические сооружения - пруды ... Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированный текст решения изготовлен 21 ноября 2011 года. Судья: П.М. Вовченко ...
самоуправления вправе обратиться в суд с целью признания права собственности на бесхозяйную вещь при соблюдении процедуры, предусмотренной законом. Обязанность принять в собственность бесхозяйную вещь у органа местного самоуправления отсутствует. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасностигидротехнических сооружений» распространяется только на те гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к чрезвычайным ситуациям. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приведена в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 марта 1999 г. №39 утверждены дополнительные требования к содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружения, поднадзорных МПР России. Пунктом 1.2. данного нормативного правового акта установлено, что для сооружений IV класса с напором на сооружениях менее 3 м и объемами водохранилища или накопителя менее (соответственно) 0,5 и 0,1 млн. куб. м декларация безопасности не разрабатывается. Определение класса опасности гидротехнического сооружения должно осуществляться комиссией по отнесению к классам опасности потенциально опасных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, аварии на которых могут привести к возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области. Указанная комиссия действует в Волгоградской области на основании постановления главы администрации Волгоградской области от Дата Номер. Одной из основных задач данной комиссии является представление сведений о классификации потенциально опасных объектов в Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области. Таким образом, перед предъявлением требований о постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области как бесхозяйные вещи гидротехнических сооружений необходимо выяснять: класс опасности гидротехнического сооружения -1, II, III или IV;возможность наступления чрезвычайной ситуации в результате аварии конкретного гидротехнического сооружения, установленная соответствующей комиссией; включение данного гидротехнического сооружения в перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального района, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций должно подтверждаться информацией, полученной от Главного управления МЧС России по Волгоградской области. В соответствии с письмом ГУ МинРФ по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области на территории Карагичевского сельского поселения Михайловского муниципального района ГТС, вероятные аварии на которых могут привести к угрозе жизнедеятельности населения, отсутствуют. Соответственно, принимать в собственность пруды с целью безопасности жизнедеятельности, не рационально. Михайловской межрайонной прокуратурой не представлены доказательства об опасности гидротехнических сооружений. Что является препятствием к правильному разрешению дела. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на доводы, изложенные в объяснении, согласно которым, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года (далее Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Осуществляя возложенные на него государством функции, Управление в тоже время не является участником гражданского оборота. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме. Согласно пункта 3 статьи 9 Закона о регистрации, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей. Под гидротехническими понимаются сооружения, непосредственно предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озер и т.д.) или для борьбы с вредным воздействием водной стихии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к ним относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Хотя у них нет непосредственной связи с землей, законодатель отнес их к недвижимому имуществу, в связи с чем, права на них, их ограничения (обременения), сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 20.03.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Пруды в соответствии с п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74 - ФЗ являются водоемами и относятся к поверхностным водным объектам. В соответствии с п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находится в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.