Решение о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



Дело № 2 - 2116/2011 РЕШЕНИЕ

«30»ноября 2011 года                                                          город Михайловка

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Гудченковой С.Г., при секретаре Бахолдиной Н.Ф., с участием помощника прокурора Михайловской межрайонной прокуратуры Волгоградской области Стаценко А.А., представителя администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Снаговской Ольги Сергеевны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что Снаговская О.С. нуждается во внеочередном получении жилья и состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. До настоящего времени Снаговской О.С. жилое помещение не предоставлено. Просит суд обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области предоставить Снаговской О.С. жилую площадь в г.Михайловка Волгоградской области не ниже установленных социальных норм.

Помощник прокурора Михайловской межрайонной прокуратуры Стаценко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что Снаговская О.С. в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью. С 07.06.2006 года Снаговская О.С. состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Снаговская О.С. обратилась в прокуратуру с заявлением о проверке законности нарушения её прав на внеочередное получение жилого помещения.

Представитель ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в судебном заседании исковые требования не признает, согласно поступившего возражения исковые требования считает необоснованными, так как обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью является государственными полномочиями субъекта РФ, на органы местного самоуправления возлагается только с наделением такими полномочиями и передачей соответствующих финансовых средств. В областном бюджете на 2011 год выделено субвенций на реализацию вышеуказанного закона предусмотрено ..., что с учетом стоимости жилья на вторичном рынке хватит на покупку 16 - 17 благоустроенных квартир. В настоящее время на учете в администрации городского округа город Михайловка стоит ... человека из категории детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Учитывая, что самостоятельные расходные обязательства по предоставлению жилья у администрации отсутствуют, соответчиком по данному делу должна выступать администрация Волгоградской области. Кроме того, предоставление жилья Снаговской О.С. нарушит законные интересы граждан, ранее подавших заявление и вставших на учет нуждающихся граждан указанной категории в жилом помещении.

Суд, выслушав помощника прокурора Стаценко А.А., представителя администрации Дупак С.Г., считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Судом установлено, что Снаговская О.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители по решению Михайловского районного суда от Дата лишены родительских прав. Данное обстоятельство подтверждается справками ... от Дата и Дата, воспитанницей которого она являлась с Дата по Дата и находилась на полном государственном обеспечении. С Дата Снаговская О.С. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, что подтверждается заявлением ... о включении Снаговской О.С. в очередь на внеочередное получение жилого помещения от Дата и постановление главы администрации городского округа город Михайловска Волгоградской области от Дата Номер (л.д. 7, 8).

По сведениям ... от Дата за Снаговской О.С. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано.

Таким образом Снаговская О.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, и имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что иск правомочно предъявлен прокурором района в интересах Снаговской О.С. являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и требования прокурором предъявлены в защиту нарушенных в сфере обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 года № 1144 - ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а следуя части 2 статьи 1 указанного закона государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает в себя, в том числе, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.

Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 5 вышеуказанного закона, органы государственной власти Волгоградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 6 вышеуказанного закона, финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления. Предоставление субвенций муниципальному образованию производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В Законе Волгоградской области от 20.12.2010 года № 2139 - ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», для городского округа город Михайловка предусмотрены ассигнования в размере .... Размер ассигнований определен Комитетом бюджетно - финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области исходя из сведений, предоставленных органами местного самоуправления городского округа город Михайловка о количестве лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, согласно списку очередности предоставления жилых помещений.

Таким образом, суд считает, что администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области является по настоящему делу надлежащим ответчиком, а исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области по предоставлению Снаговской О.С. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее установленной нормы, являются правомерными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья,

РЕШИЛ:

Исковое требование Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Снаговской Ольги Сергеевны к администрации городского округа город Михайловка о внеочередном обеспечении жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области, предоставить Снаговской Ольге Сергеевне жилую площадь в городе Михайловка Волгоградской области, не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                               Гудченкова С.Г.

решение в окончательной форме

изготовлено 05 декабря 2011 года