Дело № 2-1748/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Михайловка Волгоградской области 12 октября 2011 года Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Якубовой О.А., при секретаре Шлычковой Н.Б., с участием представителя истца помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Кибиткиной И.В., представителя ответчика - администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области Медведевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные, у с т а н о в и л: Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. При проведении проверки установлено, что на территории Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области расположены следующие гидротехнические сооружения: пруды «...» и «...». Собственник на данное гидротехническое сооружение отсутствует. Статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации. В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В связи с чем, непринятие муниципальным образованием мер по постановке данных гидротехнических сооружений на учет в Михайловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Истец просил суд обязать администрацию Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области поставить на учет в Михайловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области как бесхозяйные вещи гидротехнические сооружения: пруды «...» и «...». В судебном заседании помощник Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Кибиткина И.В. поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района волгоградской области Медведева Т.Н. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении, пояснив, что в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с целью признания права собственности на бесхозную вещь при соблюдении процедуры, предусмотренной законом. Обязанность принять в собственность бесхозную вещь у органа местного самоуправления отсутствует. Также, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117 - ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяется только на те гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к чрезвычайным ситуациям. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приведена в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 марта 1999 года № 39 утверждены дополнительные требования к содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР России. Пунктом 1.2 данного нормативного правового акта установлено, что для сооружений IV класса с напором на сооружениях менее 3 м и объемами водохранилища или накопителя менее (соответственно) 0,5 и 0,1 млн. куб.м. декларация безопасности не разрабатывается. Определение класса опасности гидротехнического сооружения должно осуществляться комиссией по отнесению к классам опасности потенциально опасных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, аварии на которых могут привести к возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области. Указанная комиссия действует в Волгоградской области на основании постановления главы администрации Волгоградской области от Дата Номер. Одной из основных задач данной комиссии является представление сведений о классификации потенциально опасных объектов в Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области. Таким образом, перед предъявлением требований о постановке на учет в Управление Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области как бесхозяйственные вещи гидротехнических сооружений необходимо выяснить: класс опасности гидротехнического сооружения - I, II, III или IV; возможность наступления чрезвычайной ситуации в результате аварии конкретного гидротехнического сооружения, установленная соответствующей комиссией; включение данного гидротехнического сооружения в перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального района, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций - должно подтверждаться информацией, полученной от Главного управления МЧС России по Волгоградской области. В материалах дела вышеназванных данных нет. Не принятие их во внимание может повлечь за собой не полное выяснение обстоятельств дела. Михайловской межрайонной прокуратурой не представлены доказательства об опасности гидротехнических сооружений. Пруды «...» и «...» находятся на балансе администрации, которая осуществляет контроль за их состоянием, переименованы в пруды «...» и «...», в настоящее время арендованы частными лицами, необходимости постановки прудов на учет, а также аварийной ситуации, которая может привести к угрозе жизнедеятельности населения, не имеется. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица со стороны истца без самостоятельных требований Михайловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела без участия их представителя. Суд, выслушав представителя истца - помощника прокурора Кибиткину И.В., представителя ответчика Медведеву Т.Н., исследовав материалы дела, считает исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ, к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. На основании ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Как следует из ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей; выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ответу администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского района Волгоградской области от Дата за Номер на запрос старшего помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Ефимовой Т.Г., на балансе администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области пруды «...» и «...» не состоят (л.д. 4). Из копии перечня бесхозяйственных гидротехнических сооружений прудов на территории Михайловского муниципального района Волгоградской области, подлежащих к принятию в собственность соответствующими сельскими поселениями, на территории Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области находятся пруды: «...» и «...» (л.д. 5-6). Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений за Номер и Номер от Дата подтверждается, что информация о гидротехнических сооружениях: прудах «...» и «...», расположенных на территории Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области не может быть представлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на объекты запроса (л.д. 11, 12). Из копии акта Номер приема-передачи муниципального имущества от Дата следует, что администрация Михайловского муниципального района Волгоградской области передала, а Отрадненское сельское поселение Михайловского муниципального района Волгоградской области приняло имущество, в состав которого входит: дамба реки ..., с инвентарным номером Номер гидротехническое сооружение - плотина пруда «...», с инвентарным номером Номер; гидротехническое сооружение - плотина пруда «...» с инвентарным номером Номер (л.д.18-23). Согласно копии договора аренды земельного участка Номер от Дата, заключенного между Арендодателем - администрацией Михайловского муниципального района Адрес, в лице главы Михайловского муниципального района Волгоградской области Семисотова Н.П., и арендатором ФИО2, арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды сроком на ... лет с Дата по Дата, земельный участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью ... га, расположенный по адресу: Адрес, примерно в ... км по направлению на юг от ориентира Адрес, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: район Михайловский, для ведения сельскохозяйственного производства (рыбоводство). Земельный участок передан арендатору на основании акта приема-передачи земельного участка в аренду от Дата (л.д. 24-25). В копии договора аренды земельного участка Номер от Дата, заключенного между Арендодателем - администрацией Михайловского муниципального района Адрес, в лице главы Михайловского муниципального района Адрес Семисотова Н.П., и арендатором ФИО3, арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды сроком на ... лет с Дата по Дата, земельный участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью ... га, расположенный по адресу: примерно в ... м по направлению на запад от ориентира х. Заполосный, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: район Михайловский, для ведения сельскохозяйственного производства (рыбоводство). Земельный участок передан арендатору на основании акта приема-передачи земельного участка в аренду от Дата (л.д.32-33). Кроме того, пункт 3 статьи 225 ГК РФ не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество. Указанной законодательной нормой определено право органа местного самоуправления на обращение с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а не безусловная обязанность по подаче такого заявления. На основании ч. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. В соответствии со ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Пунктами 8 и 24 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Таким образом, осуществление указанных полномочий не является безусловным указанием на обязанность органа местного самоуправления муниципального района иметь в собственности водные объекты, а также предпринимать какие-либо меры для получения и оформления их в собственность. Как следует из положений ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Поскольку в судебное заседание прокурором не предоставлено необходимых доказательств, свидетельствующих о необходимости постановки прудов «...» и «...» на учет как бесхозяйные, а также наличие аварийной ситуации на прудах, которая может привести к угрозе жизнедеятельности населения, суд находит исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные отказать. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 17 октября 2011 года. Судья: О.А. Якубова