Решение о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные.



Дело № 2-1747/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Михайловка

Волгоградской области     12 октября 2011 года

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Якубовой О.А., при секретаре Шлычковой Н.Б., с участием представителя истца помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Кибиткиной И.В., представителя ответчика - главы администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области Мурзина В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные,

у с т а н о в и л:

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском в суд к администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

При проведении проверки установлено, что на территории Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области расположено гидротехническое сооружение - оградительная дамба на озере .... Собственник на данное гидротехническое сооружение отсутствует. Статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации. В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В связи с чем, непринятие муниципальным образованием мер по постановке данных гидротехнических сооружений на учет в Михайловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Истец просил суд обязать администрацию Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области поставить на учет в Михайловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области как бесхозяйную вещь гидротехническое сооружение - оградительную дамбу на озере ....

В судебном заседании помощник Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Кибиткина И.В. поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области Мурзин В.И. исковые требования не признал, пояснил, что Дата комиссией в составе главы Раздорского сельского поселения Мурзина В.И., депутатов Раздорского сельского Совета ФИО5, ФИО6, ФИО7 проведено обследование гидротехнического сооружения - «оградительная дамба на озере ...», комиссией установлено, что данное сооружение по причине ее ветхости и испорченности (размыто в двух местах) не может выполнять свои функции гидротехнического сооружения. Таким образом, «оградительная дамба на озере ...», которая была построена ... лет назад с целью запирания русла, чтобы водой снабжать Адрес, как гидротехническое сооружение не существует, и необходимость в ней отсутствует, поскольку климат стал теплее, осадков стало меньше, воды жителям села не хватает, два озера - ... стали высыхать, и поэтому сами люди села проломили дамбу, для того чтобы пошла вода, которая размыла саму дамбу. Средств на восстановление дамбы у администрации нет, и ее восстановление приведет к тому, что люди села останутся без воды. Теперь это единственный пруд на территории Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области, не имеющий гидротехнического сооружения. Более того, в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Указанной статьей определено право органа местного самоуправления на обращение ссоответствующим заявлением в Федеральную регистрационную службу о постановке на учет бесхозяйной вещи, а не безусловную обязанность по подаче такого заявления. Представитель ответчика администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области Мурзин В.И. просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица со стороны истца без самостоятельных требований Михайловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела без участия их представителя.

Суд, выслушав представителя истца - помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Кибиткину И.В., представителя ответчика Мурзина В.И., исследовав материалы дела, считает исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года №117-ФЗ, к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

На основании ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Как следует из ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и органов, по государственной регистрации относятся:

проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

государственная регистрация прав;

выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

выдача информации о зарегистрированных правах;

принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;

выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ответу администрации Раздорского сельского поселения Михайловского района Волгоградской области от Дата за Номер на запрос старшего помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Ефимовой Т.Г., на балансе администрации Раздорскго сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области оградительная дамба на озере ... не числится, соответственно правоустанавливающих документов не имеет (л.д. 4).

Из копии перечня бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов на территории Михайловского муниципального района Волгоградской области, подлежащих к принятию в собственность соответствующими сельскими поселениями, на территории Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области находится оградительная дамба на озере Гусиное (л.д. 5-6).

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений за Номер от Дата подтверждается, что информация о гидротехническом сооружении оградительной дамбе на озере ..., расположенном на территории Раздрского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области не может быть представлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на объект запроса (л.д. 11).

Согласно акту обследования гидротехнического сооружения - «оградительная дамба на озере ...» от Дата, составленному комиссией в составе: главы Раздорского сельского поселения Мурзина В.И., депутатов Раздорского сельского Совета ФИО5, ФИО6, ФИО7, проведено обследование гидротехнического сооружения - «оградительная дамба на озере ...», которым установлено, что данное сооружение по причине ее ветхости и испорченности (размыто в двух местах) не может выполнять свои функции гидротехнического сооружения, и необходимость в ней отсутствует (л.д. 15).

Таким образом, в судебное заседание прокурором не предоставлено необходимых доказательств, свидетельствующих о наличии гидротехнического сооружения, безхозяйности данного гидротехнического сооружения и необходимости постановки данного гидротехнического сооружения на учет.

Кроме того, пункт 3 статьи 225 ГК РФ не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.

Указанной законодательной нормой определено право органа местного самоуправления на обращение с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а не безусловная обязанность по подаче такого заявления.

На основании ч. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пунктами 8 и 24 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Однако, осуществление указанных полномочий не является безусловным указанием на обязанность органа местного самоуправления муниципального района иметь в собственности водные объекты, а также предпринимать какие-либо меры для получения их в собственность.

Учитывая выше изложенное, суд находит исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 октября 2011 года.

         Судья:                    О.А. Якубова