Решение по жалобе на привлечение к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.



Дело № 12-117/2010

Р Е Ш Е Н И Е

г. Михайловка 21 июля 2010 года

Судья Михайловского районного суда Волгоградской области Вов-ченко П.М. с участием Черноярова А.Н., рассмотрев материал по жалобе Черноярова Александра Николаевича на постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы ФИО1 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Черноярова Александра Николаевича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Волгоградской области по охране природы ФИО1 от Дата Номер ... Чернояров А.Н. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб. по ст.8.2 КоАП РФ.

Чернояров А.Н. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит суд отменить его, указывая на то, что Дата в ... прибыл гос.инспектор Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО1, который вручил ... ФИО2 требование от Дата о подготовке к Дата пакета документов (16 пунктов), после чего инспектор покинул территорию .... Каких-либо проверочных мероприятий, а именно: изучение разрешительной и отчетной документации, осмотр помещений и территорий, выявление источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обследование мест временного хранения отходов, несанкционированных свалок и т.д. инспектором в этот день не проводилось. К Дата пакет документов, имеющихся в наличии у ..., был подготовлен, однако инспектор в ... не явился. Дата инспектор вызвал в ... (...) его и ... ФИО2 для подписания уже составленных акта проверки и протокола об административном правонарушении Номер от Дата Постановлением государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Номер от Дата о назначении административного наказания на него, как на ... был наложен административный штраф в размере 10000 (десять тысяч) рублей по ст.8.2 КоАП РФ. Полагает, что данное постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 раздела 3.4 Административного регламента по исполнению Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (утв.приказом Облкомприроды от 01.09.2009г. №464/02), ч. 1 ст.12 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008г. №294-ФЗ» предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, оборудования, подобных объектов. .. и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. В соответствии с ч.2 ст. 12 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008г. №294-ФЗ», п.2 раздела 3.4 Административного регламента выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица и по месту фактического осуществления его деятельности. Однако, как уже указывалось выше, каких-либо проверочных мероприятий административным органом на объектах и территории ... не проводилось. Как в протоколе, так и в постановлении о назначении административного наказания административным органом произвольно устанавливается наличие отходов 1-5 классов опасности. Инспектор не осуществлял осмотр объектов деятельности ..., в связи с чем, не мог быть установлен факт наличия отходов. Какие-либо ссылки на материалы инвентаризации образующихся отходов, другие документы, а также данные о количестве, объеме образующихся отходов в материалах проверки отсутствуют. В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения; виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются не только протоколом об административном правонарушении, но и иными документами, вещественными доказательствами. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что на момент составления протокола ... осуществляла деятельность по обращению с отходами в соответствии с основными понятиями, приведенными в ст.1 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, то есть, размещение отходов, сбор отходов, использование отходов, хранение отходов, захоронение отходов, обезвреживание отходов. Не соответствует действительности вывод административного органа об отсутствии у ... договора на удаление отходов с организацией, имеющей лицензию на право обращение с опасными отходами. Такой договор с ... от Дата Номер имеется.

В вину ... вменяется отсутствие учета образовавшихся и размещенных отходов. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные органы исполнительной власти в области обращения с отходами. Указанная норма имеет отсылочный характер и ее применение обусловлено принятием соответствующих подзаконных актов. Поскольку до настоящего времени порядок учета в области обращения с отходами нормативными актами, имеющими юридическую силу, не определен, следовательно, нет и административного правонарушения.

В материалах дела административным органом не указывается, каким уполномоченным органом исполнительной власти и в какие сроки должны быть установлены лимиты на размещение отходов; в какие сроки должны быть согласованы разработанные ... паспорта на опасные отходы. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть исполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока, что административным органом не установлено.

Административным органом при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 2 ст.4.1 КоАП РФ, а именно: характер совершенного ( с точки зрения административного органа) правонарушения; степень общественной опасности; имущественное и финансовое положение должностного лица; обстоятельства, смягчающие административную ответственность (отсутствие вредных последствий для окружающей среды, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным интересам); роль ... в решении вопросов, связанных с обращением с отходами и т.д. Материалами административного дела не доказано, что ... не приняты все зависящие от них меры по предотвращению правонарушения. Административным органом не выяснено, принимались ли ... меры с целью обратить внимание Администрации Михайловского муниципального района на невозможность выполнения силами сельского поселения требований в сфере обращения с отходами.

Нарушение положений ст.28.2 КоАП РФ в части изложения в протоколе обстоятельств, имеющих значение для дела, также может являться основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

При составлении протокола об административном правонарушении от Дата Номер в отношении ... были нарушены положения ст.28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Как уже указывалось выше, ... Чернояров А.Н. был вызван по телефону в ... для подписания уже составленного протокола. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не извещено о времени и месте составления протокола, то оно (при совершении важного процессуального действия, результат которого имеет принципиальное значение для завершения административной процедуры) лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного обвинения. Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о намерении административного органа составить протокол об административном правонарушении и располагать данными о времени и месте его составления. При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении. ... не согласился с протоколом об административном правонарушении, о чем в протоколе сделана соответствующая запись.

Представитель комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области в суд не явилися, о причинах неявки не сообщил..

Исследовав материалы административного дела, суд считает жалобу подлежащей удовлетворению, при этом исходит из следующего.

На основании распоряжения от Дата была проведена плановая проверка деятельности ... уполномоченным на то должностным лицом ФИО1 (л.д. 30) По результатам проверки был составлен акт проверки от Дата в котором ФИО1 были указаны выявленные им нарушения, вместе с тем, как следует из акта, вывод об указанных нарушениях основан на его предположениях, не отражено откуда им было установлено наличие образующихся в ходе деятельности административного здания опасных отходов. (л.д. 27-29). Изложенное по мнению суда свидетельствует о грубых нарушениях, допущенных при составлении акта, в связи с чем, он не может быть использован в качестве доказательства по дела, и как следствие, не может быть признан допустимым доказательством протокол об административном правонарушении в отношении Черноярова А.Н. (л.д. 34-36) Других доказательств, подтверждающих вину Черноярова А.Н. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, нет. Учитывая изложенное, постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Волгоградской области по охране природы Титова С.А. от Дата Номер в отношении ... Черноярова А.Н. по ст.8.2 КоАП РФ подлежит отмене, а дело направлению в орган вынесший постановление для принятия решения в соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш ИЛ:

Постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы ФИО1 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Черноярова Александра Николаевича отменить, направить дело на новое рассмотрение в комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течении 10 дней со дня его вынесения.

Судья: П.М. Вовченко