об оспаривании действий должностного лица



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2011 года г. Михайлов

Михайловский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Кожина М.Н.,

при секретаре Грашкиной Т.А.,

с участием заявителя - Романова В.К.,

представителя заинтересованного лица <данные изъяты> – Маштакова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романова <данные изъяты> об оспаривании решения должностного лица – государственного регистратора <данные изъяты>, об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,

у с т а н о в и л:

Романов В.К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица – государственного регистратора <данные изъяты>, об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. В обосновании заявленных требований Романовым В.К. было указано, что им ДД.ММ.ГГГГ года были поданы документы в <данные изъяты> о регистрации права собственности на земельный участок, находящейся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенного пункта <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года им было получено уведомление от регистратора Маштакова А.А. о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ года им было получено от регистратора Маштакова А.А. сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Считает действия регистратора Маштакова А.А. безосновательными и противозаконными по следующим основаниям:

Земельный участок расположен по адресу <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., находится в населенном пункте, копия кадастрового паспорта прилагается.

Также он прилагает судебное решение от ДД.ММ.ГГГГ года и определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ года, где сказано, что земельный участок предоставляется на основании Закона РСФСР «О крестьянском фермерском хозяйстве» от 22.11.1990 года, ст. 8 ч. 3 «Особенности организации крестьянских хозяйств членами колхозов». Также к заявлению им прилагается копия топографического чертежа отводимого земельного участка Романову В.К..

Регистратору Маштакову А.А. все указанные документы предоставлялись и были им отвергнуты.

Регистратор в своем сообщении об отказе в государственной регистрации права, своем решение мотивирует пунктом 9.1 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», а также Законом Рязанской области от 06.10.2003 года № 64 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области», предлагая купить земельный участок по цене 10 процентов от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Не понятно на основании какого закона и у кого он (Романов В.К.) должен купить земельный участок площадью <данные изъяты> гектара из земель населенного пункта (не являющегося земельным участком сельскохозяйственного назначения) совершенно другой категории, еще ранее принадлежавший ему до создания крестьянского (фермерского) хозяйства, но только не был оформлен надлежащим образом, а лишь зарегистрирован в сельском Совете в похозяйственной книге с расположенными на нем жилыми домами, хозяйственными постройками и другими строениями.

На основании изложенного, считая решение регистратора Маштакова А.А. безосновательным и противозаконным, заявитель, в судебном заседании уточнив требования, просил суд:

1. Признать решение должностного лица – государственного регистратора <данные изъяты> Маштакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий кадастровый номер , незаконным и отменить его.

2. Обязать <данные изъяты> зарегистрировать за ним (Романовым В.К.) право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий кадастровый номер .

В судебном заседании Романов В.К. свои требования поддержал, дав пояснения аналогичные обстоятельствам, указанным в заявление и описательной части решения, при этом дополнив их следующим содержанием. В с. <адрес>, <адрес>, у него имеется земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., данный участок ранее принадлежал родителям его жены. ДД.ММ.ГГГГ года ему как главе КФХ был выдан государственный акт на право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью <данные изъяты> га., расположенный в с. <адрес>, с целевым использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. При формировании земельного участка площадью <данные изъяты> га. в него вошел и принадлежавший ему ранее приусадебный участок площадью <данные изъяты> га.. В связи с тем, что указанный земельный участок площадью <данные изъяты> га. вошел в участок площадью <данные изъяты> га., то он считает, что участок площадью <данные изъяты> га. предназначен для ведения им личного подсобного хозяйства и должен быть зарегистрирован за ним на праве собственности. Отдельных, иных каких-либо правоустанавливающих документов на участок площадью <данные изъяты> га. он в <данные изъяты> не представлял, в том числе и выписку из похозяйственной книги.

Представитель <данные изъяты> – Маштаков А.А., выступающий по делу в том числе, и как лицо, вынесшее обжалуемое решение, с заявлением Романова В.К. не согласился. В обосновании своих возражений им было указано, что решение об отказе Романову В.К. в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га., расположенный в с. <адрес> и имеющий кадастровый номер . был вынесен на основании абз. 9 п. 1 ст. 2- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так как заявителем не было предоставлено документов, подтверждающих его право на указанный земельный участок, необходимых в соответствии с приведенным законом для государственной регистрации права. Обозначенный земельный участок не подпадает под категорию земельных участков, которые указаны в п. 9.1 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», в соответствии с которой земельный участок, предоставленный до введение в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок. На основании изложенного, представитель заинтересованного лица, считая принятое решение об отказе в государственной регистрации права собственности Романова В.К. на приведенный земельный участок законном и обоснованным, просил суд в удовлетворении требований заявителю отказать.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и исследовав, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление Романова В.К. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Из правого смысла, закрепленного в статьях 130 и 131 ГК РФ, а так же в статьях 15 и 25 Земельного кодекса РФ, следует, что право собственности и другие вещные права на земельный участок, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьями 254 и 255 ГПК РФ, во взаимосвязи с ч. 5 ст. 131 ГК РФ, а так же п. 5 ст. 2 и п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» гражданин вправе обжаловать в судебном порядке отказ либо уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Частью 4 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (без действия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что ДД.ММ.ГГГГ года заявитель Романов В.К. обратился в <данные изъяты> с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий кадастровый номер , расположенный в с. <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором <адрес> по Рязанской области Маштаковым А.А. было принято решение об отказе в совершении государственной регистрации за Романовым В.К. права собственности на указанный выше земельный участок.

Приведенные обстоятельства подтверждаются заявлением Романова В.К. и сообщением об отказе в государственной регистрации.

Суд не может согласиться с позицией заявителя, что отказ государственного регистратора в регистрации права собственности на обозначенный выше земельный участок является незаконным и необоснованным. Также судом не принимаются во внимание доводы Романова В.К. о том, что земельный участок, расположенный в с<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., предоставлялся ему как приусадебный участок, а не для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и что кадастровый паспорт земельного участка является правоустанавливающим документом, на основании которого за ним может быть зарегистрировано право собственности на земельный участок. К данным выводам суд пришел исходя из следующего:

Согласно ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон «О регистрации») государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Исходя из смысла указанной нормы следует, государственная регистрация лишь констатирует факт возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, в связи с чем она может быть произведена только при наличии правоустанавливающих документов.

Статьей 17 Закона «О регистрации» установлено, что основанием для государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 ст. 13 Закона «О регистрации» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществить проверку юридической силы представленных документов. При этом проведение правовой экспертизы документов и проверка законности сделки прямо указывается в законе как необходимое условие государственной регистрации.

В пункте 9.1 статьи третьей ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закреплено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие земельного кодекса РФ (т.е. до 30.10.2001 года) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Закона «О регистрации».

Статьей 25.2 Закона «О регистрации» установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В частности основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Как следует из статьи 1 ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а так же иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Применяя приведенное выше положение Закона «О государственном кадастре недвижимости», в том числе к рассматриваемому делу, можно сделать вывод, что кадастровый паспорт земельного участка является лишь техническим документом, содержащим сведения об объекте недвижимости, в частности земельного участка, и никак не может являться документом, подтверждающим право гражданина на объект недвижимости.

Так, согласно кадастрового паспорта земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>, у заявителя – Романова В.К., в пожизненном наследуемом владении находится земельным участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>. Данные о праве Романова В.К. на указанный земельный участок, внесены на основании государственного акта на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ года № .

Из государственного акта и плана земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>», предоставленного Романовым В.К. для регистрации права собственности на земельный участок с номером , следует, что последнему был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью <данные изъяты> га., состоящий из участков площадью <данные изъяты> га., при этом земля заявителю предоставлялась для ведения крестьянско-фермерской деятельности.

Анализируя приведенные выше правовые акты, учитывая, установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что регистратор, отказывая Романову В.К. в совершении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Законом «О регистрации». При этом решение об отказе заявителю в совершении регистрации носит законный и обоснованный характер, так как Романовым В.К. не было предоставлено соответствующих документов, отвечающих требованиям ст. 3 Закона «О введение в действие ЗК РФ» и ст. 25.2 Закона «О регистрации», и подтверждающих особый правовой статус, т.е. целевое назначение, регистрируемого земельного участка, в соответствии с перечисленными статьями. Напротив, указанный земельный участок, находящийся в пользовании Романова В.К., предоставлялся последнему для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и юридически относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, и право собственности на него может быть оформлено с особенностями законодательства, регулирующего отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах заявление Романова В.К. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении заявления Романова <данные изъяты> об оспаривании решения должностного лица – государственного регистратора <данные изъяты>, об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10-ти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Рязанском областном суде через Михайловский районный суд.

Судья М.Н. Кожин