РЕШЕН И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2010 г. г.Мичуринск
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего – Черновой О.Ю.,
при секретаре- Манаенковой Н.В.,
с участием истца- Кретининой О.Б.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г.Мичуринске- Даниловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2026/2010г. по иску Кретининой О.Б. к ГУ УПФ РФ в г.Мичуринске об оспаривании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты как члену семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Кретинина О.Б. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Мичуринске об оспаривании отказа Пенсионного фонда в назначении ежемесячной денежной выплаты, как члену семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей.
В судебном заседании, истица Кретинина О.Б. поддержала исковые требования и пояснила суду, что её муж, Кретинин И.Н. в 1991 году погиб при исполнении служебных обязанностей. Ей была назначена ЕДВ как вдове погибшего пожизненно. Однако с мая 2009 года выплата ЕДВ прекращена. С данным прекращением она не согласна, так как после смерти мужа в повторный брак не вступала, просит суд удовлетворить её исковые требования.
Представитель ГУ УПФР в г.Мичуринске- Данилова В.В. исковые требования не признала, прояснив, что ЕДВ назначалась Кретининой О.Б. на определенный срок, то есть до достижения совершеннолетия её сына Кретинина С.И. Требования истицы о выплате ей ЕДВ как вдове погибшего супруга необоснованны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Кретининой О.Б.подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании муж истицы Кретинин И.Н. погиб в 1991 году при исполнении служебных обязанностей.
Истице Кретининой О.Б. решением от 07.08.2006г.. как вдове погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел 23.01.1995г. было выдано удостоверение, в соответствии с которым Кретинина О.Б. имеет право на льготы, предусмотренные п.2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года №55ФЗ « О ветеранах».
Как установлено в судебном заседании истица со дня гибели мужа проживает одна, в повторный брак не вступала, то есть живет одиноко.
Основополагающим нормативно- правовым актом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов и членов их семей, является Федеральный закон от 12.01.1995 года №5 ФЗ « О ветеранах».
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в том числе им предоставляется право и на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах») исчерпывающе определен круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и условия их предоставления.
Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях но очной форме обучения.
Данная норма является специальной по отношению к общей норме, закрепленной пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, устанавливающей общие условия предоставления мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов военных действий. При этом в процессе правоприменения специальные нормы имеют приоритет перед нормами общими.
Таким образам, пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, прямо предусматривающий предоставление мер социальной поддержки указанным в нем категориям граждан, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, является исключением из общего правила, установленного пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, определяющего погибшего (умершего) и состояние на иждивении погибшего (умершего) либо получение пенсии по случаю потери кормильца (наличие права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Указанный вывод совпадает с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 марта 2008 года № 53-В08-3 и от 18 июля 2008 года № 82-В08-9. В определениях Суд указывает, что юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2008 года № 53-В08-3 отмечается, что из грамматического толкования пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ следует, что данная категория лиц необязательно должна быть нетрудоспособной, поскольку меры социальной поддержки в соответствии с данной нормой закона назначаются независимо от получения любого вида пенсии (по инвалидности, по старости), нахождения на иждивении, то есть, предусмотрена возможность получения мер социальной поддержки, в том числе и трудоспособными лицами.
То есть, п/п. 4 п.2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки, указанным в этом пункте, категориям граждан. Данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий (нетрудоспособности членов семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ), предусмотренных пунктом 1 этой статьи Федерального Закона.
Юридическим фактом, с которым закон связывает право на получение мер социальной поддержки категориям граждан, указанных в пл. 4 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», является гибель ветерана боевых действий при исполнении им обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В соответствии с п.п.7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектов и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 23.1 данного Федерального Закона установлен размер ЕДВ для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
Таким образом, Кретинина О.Б. в соответствии с подп.4 п.2 и п.З ст. 21 Федерального закона « О ветеранах» имеет право на получение ЕДВ как супруга погибшего сотрудника органа внутренних дел при исполнении им служебных обязанностей, не вступившая в повторный брак и проживающая одиноко.
Следовательно, Управление ПРФ в г.Мичуринске необоснованно прекратило Кретининой О.Б.ежемесячную денежную выплату.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконным.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области выплачивать Кретининой О. Б. ежемесячную денежную выплату с момента прекращения таковой, то есть с мая 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Председательствующий- О.Ю.Чернова