№ 2-976/2011 года РЕШЕНИЕ 15 июня 2011 года г. Мичуринск Судья Мичуринского городского суда Тамбовской области Матушкина Е.А., при секретаре Манаенковой А.И., с участием истца - прокурора Мичуринского района Коврижкиной И.Н., представителя ответчика администрации Мичуринского района Бондаренко Н.Е., представителя третьего лица - ОАО « Тамбовоблгаз» - Паниной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мичуринского района, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации Мичуринского района о признании бездействия незаконным и отмене постановления администрации Мичуринского района, установил: *** администрация Мичуринского района вынесла постановление *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту « Мичуринскмежрайгаз». *** прокурором Мичуринского района в адрес администрации Мичуринского района направлен протест на указанное выше постановление с указанием об его отмене. *** глава администрации Мичуринского района направил ответ прокурору Мичуринского района об отсутствии оснований для отмены постановления постановление *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту « Мичуринскмежрайгаз». 21 апреля 2011 года прокурор Мичуринского района обратился в Мичуринский городской суд с иском к администрации Мичуринского района в интересах Российской Федерации о признании бездействия администрации Мичуринского района в части непринятия мер по отмене постановления администрации Мичуринского района *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз» и обязании администрации Мичуринского района отменить указанное постановление. В судебном заседании прокурор Мичуринского района Коврижкина И.Н. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что постановление администрации Мичуринского района *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз» является незаконным, нарушающим интересы Российской Федерации, по изложенным в исковом заявлении мотивам. Не выполнив требований федеральных законов при вынесении оспариваемого постановления, а также требования прокурора Мичуринского района по отмене незаконно вынесенного постановления, администрацией Мичуринского района были нарушены интересы Российской Федерации в сфере безусловного и единообразного исполнения федеральных законов. Представитель администрации Мичуринского района возражает против удовлетворения исковых требований районного прокурора, просит в иске отказать, пояснив суду, что *** в администрацию района поступил протест районного прокурора с требованием отменить постановление *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз». *** администрацией района направлен мотивированный ответ в письменной форме на указанный протест. Таким образом, протест рассмотрен своевременно и ответ дан в установленный законом срок, а, следовательно, бездействие администрации в части непринятия мер по отмене постановления администрации Мичуринского района *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз» отсутствует, так как законом не предусмотрена обязанность органов и должностных лиц отменять правовые акты, которые, по их мнению, не противоречат действующему законодательству. Кроме того, пропущен срок обжалования данного постановления, поскольку данное постановление может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Прокуратура уже ранее обжаловала постановление администрации района, и поэтому не знать о нём она не могла. В иске следует отказать в связи с пропуском срока исковой давности. Представитель третьего лица Панина Н.А. с исковыми требованиями прокурора Мичуринского района не согласилась, пояснив суду, что в судебном заседании не представлены доводы и доказательства нарушения интересов Российской Федерации при вынесении постановления *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз». Из искового заявления следует, что прокурор Мичуринского района действует, скорее всего, в интересах членов ТОО « Коммунар», в связи с чем он должен был указать конкретные лица, в интересах которых он обращается. В связи с изложенным, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Кроме того, о постановлении прокурору Мичуринского района было известно в 2008 году, в связи с чем пропущен срок для подачи заявления об оспаривании постановления. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Мичуринского района не подлежащими удовлетворению. *** администрация Мичуринского района вынесла постановление *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту « Мичуринскмежрайгаз». *** прокурором Мичуринского района в адрес администрации Мичуринского района направлен протест на указанное выше постановление с указанием об его отмене. *** глава администрации Мичуринского района направил ответ прокурору Мичуринского района об отсутствии оснований для отмены постановления постановление *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту « Мичуринскмежрайгаз». Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Постановление администрации Мичуринского района *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту « Мичуринскмежрайгаз»не содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, не может применяться неоднократно, а устанавливает, изменяет и отменяет права конкретных лиц- ТОО « Коммунар» и треста « Мичуринскмежрайгаз», в связи с чем носит ненормативный, исполнительный, распорядительный характер, и в связи с чем обжалование данного постановления следует рассматривать по правилам главы 25 ГПК РФ. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Постановление *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз» администрацией Мичуринского района вынесено ***, а с заявлением о признании его недействительным прокурор Мичуринского района обратился спустя *** лет после его вынесения- ***. Из материалов дела, а именно: из определения Мичуринского районного суда от 02 ноября 2010 года о прекращении производства по делу по иску прокурора Мичуринского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Мичуринского района, о признании недействительным постановления *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз» следует, что прокурору Мичуринского района было известно о данном постановлении ещё в *** году, поскольку прокурором давался ответ *** Г. по поводу её права обращения в суд с заявлением на данное постановление. Пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" гласит: « принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства». В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суду не представлены доказательства уважительности причин пропуска срока для обжалования постановления администрации Мичуринского района, нет и заявления о восстановлении пропущенного срока. В соответствии со ст.198 ГПК РФв случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств. В судебном заседаниитакжене представлено доказательств, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации, и какое право Российской Федерации нарушено при вынесении постановления *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту « Мичуринскмежрайгаз» администрацией Мичуринского района. Кроме того, кбездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Как следует из материалов дела, главой администрации Мичуринского района было рассмотрено обращение прокурора - протест на постановление *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту « Мичуринскмежрайгаз» и *** дан ответ прокурору Мичуринского района на указанный протест. В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 года « 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации»протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Таким образом, протест прокурора был своевременно рассмотрен, мотивированный ответ в письменной форме направлен в установленный законом срок. Следовательно, бездействие администрации Мичуринского района в части непринятия мер по отмене постановления администрации Мичуринского района *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз» отсутствует, так как законом не предусмотрена обязанность органов и должностных лиц по отмене правовых актов, которые, по мнению данных органов или должностных лиц, не противоречит действующему законодательству. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную, в том числе и судебную защиту прав и свобод(статья 45,ч.1; статья 46, части 1 и 2). Вместе с тем, в силу статей Конституции Российской Федерации, и исходя из общеправового принципа справедливости, защита прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.Возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм. Сама же возможность ограничений и их характер должны обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, а именно основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ суда в удовлетворении иска прокурора согласуется с указанным принципом соразмерности защиты права, так как установлено, что само по себе действие органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе отменить ненормативный акт, не нарушает прав и законных интересов граждан и Российской Федерации. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: В иске прокурора Мичуринского района, действующего в интересах Российской Федерации, о признании бездействия администрации Мичуринского района в части непринятия мер по отмене постановления администрации Мичуринского района *** от *** « О передаче земель ТОО « Коммунар» тресту «Мичуринсмежрайгаз» и обязании администрации Мичуринского района отменить указанное постановление отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2011 года в 11 часов. Судья - Е.А.Матушкина
Именем Российской Федерации