Дело № 2-2328
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2010 года г. Миасс
Миасский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Кобзаревой О.И.,
с участием прокурора Саитовой Н.В.
при секретаре Аброськиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Миасса Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления,
установил:
Прокурор г. Миасса Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании ряда положений нормативного правового акта органа местного самоуправления – Устава Миасского городского округа л.д. 3-5, 153-157).
В обоснования заявленных требований прокурор указал, что положения действующего на территории Миасского городского округа Устава (в редакции решения Собрания депутатов Миасского городского округа № 27 от 25.11.2009 года) противоречит положениям Федерального законодательства.
Так положения пункта 20 части 1 статьи 49 Устава Миасского городского округа (далее Устава МГО) в части отнесения к полномочиям Главы округа полномочий по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных в границах округа, противоречат ст. 1 Федерального закона от 17.02.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», ст. ст. 16, 16.1, 17 Федерального закона от 16.10.2003 года № 13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Положения статьи 26 Устава Миасского городского округа в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления Округа заместителя Председателя Собрания депутатов Округа и заместителей Главы Администрации Округа, положения части 1 статьи 60 Устава Миасского городского округа в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления Округа заместителя Главы Администрации Округа; положения пункта 5 части 3 статьи 64 Устава Миасского городского округа в части включения в систему муниципальных правовых актов Округа приказов и распоряжений иных должностных лиц; положения части 4 статьи 67 Устава Миасского городского округа в части предоставления права издавать правовые акты иным должностным лицам Округа, кроме Главы Округа и Главы Администрации Округа противоречат положениям ст.2 Федерального закона от 16.10.2003 года № 13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С учетом уточненного заявления л.д. 3-5, 153-157) просит признать положения статьи 26, пункта 20 части 1 статьи 49, части 1 статьи 60, пункта 5 части 3 статьи 64, части 4 статьи 67 Устава Миасского городского округа незаконными и не действующими со дня принятия.
В судебном заседании прокурор Саитова Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в уточненном заявлении.
Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов Миасского городского округа Танцева В.А. (доверенностьл.д. 132) с заявленным требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать, представила письменный отзыв л.д.161-163). В обоснование возражений указала, что регистрирующий орган проверил соответствие Устава действующему законодательству, проводилась правовая экспертиза. В силу ст. 49 Устава в период временного отсутствия главы Округа его полномочия по организации деятельности Собрания депутатов МГО исполняет заместитель председателя Собрания, который в силу положений ст.2 Федерального закона «О муниципальной службе» не является муниципальным служащим. Заместители главы администрации МГО, как следует из представленных должностных инструкций, трудовых договоров, распоряжений, наделены исполнительно - распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, первый заместитель главы администрации исполняет полномочия главы администрации на период его отсутствия. Полномочия главы округа по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных на территории г. Миасса, не дублируют полномочия прокурора и не являются тождественными.
Представитель заинтересованного лица Администрации Миасского городского округа (доверенностьл.д. 131) в судебное заседание не явилась, в судебном заседании 06.08.2010 г. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать, представила письменный отзыв л.д.138-142). В обоснование возражений указала, что доводы прокурора о несоответствии положений статьи 26, пункта 20 части 1 статьи 49, части 1 статьи 60, пункта 5 части 3 статьи 64, части 4 статьи 67 Устава Миасского городского округа положениям ст.2 Федерального закона от 16.10.2003 года № 13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» считает необоснованными, поскольку заместители главы Администрации МГО организационно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконными и недействующими со дня принятия положения пункта 20 части 1 статьи 49 Устава Миасского городского округа в части отнесения к полномочиям Главы округа полномочий по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных в границах округа, а в остальной части не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Установлено, что на территории Миасского городского округа действует Устав Миасского городского округа (в редакции решения Собрания депутатов Миасского городского округа № 27 от 25.11.2009 года)
Устав Миасского городского округа (далее Устав МГО) зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области 27.11.2009 года за номером RU № 743080002009002, опубликован в газете «Миасский рабочий» 28.11.2009 года за № 175 л.д. 26, 19-25).
Положения п.20 ч.1 ст.49 Устава МГО предусматривают, что глава Округа осуществляет полномочия по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных в границах Округа л.д. 20-21),
В силу ст.1 Федерального закона от 17.02.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» координацию деятельности правоохранительных органов обеспечивает прокурор.
Согласно Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10)..
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (Статья 11)
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (Статья 12)
Из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, следует, в частности, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). В качестве одного из общих принципов организации местного самоуправления это требование закреплено и конкретизировано в Федеральном законе от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 6).
К вопросам государственного значения, в решении которых в соответствии с действующим законодательством принимают участие органы местного самоуправления, относятся ведение записи актов гражданского состояния, ведение воинского учета, участие в организации гражданской обороны, ведение статистического учета, осуществление контроля за соблюдением карантинных правил, архитектурно - строительный контроль и др. Органы местного самоуправления могут быть также наделены полномочиями по участию в определении режима деятельности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе государственной, некоторыми правоохранительными полномочиями и т.д. Наделение полномочиями может осуществляться в форме их передачи или делегирования.
Поскольку отсутствует Закон соответствующего уровня, наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти на территории муниципального образования, включение в Устав МГО положений о том, что глава Округа осуществляет полномочия по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных в границах Округа, нарушает принципы, установленные ст. 12, ст. 132 Конституции РФ.
То обстоятельство, что в соответствии со специальными законами Глава Округа организует антитеррористическую деятельность, деятельность по противодействию коррупции на территории Миасского городского округа, не наделяет его иными полномочиями, кроме указанных в соответствующих Законах.
При указанных обстоятельствах суд считает обоснованным требование прокурора о признании положения пункта 20 части 1 статьи 49 Устава Миасского городского округа в части отнесения к полномочиям Главы округа полномочий по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных в границах округа, незаконными и недействующими со дня принятия.
Положения статьи 26 Устава МГО к должностным лицам местного самоуправления Округа отнесены заместитель Председателя Собрания депутатов Округа и заместители Главы Администрации Округа.
В части 1 статьи 60 Устава МГО указано, что заместитель Главы Администрации Округа является должностным лицам местного самоуправления Округа.
Положениями пункта 5 части 3 статьи 64 Устава МГО предусмотрено, что систему муниципальных правовых актов Округа составляют, в том числе, приказы и распоряжения должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом Округа.
В части 4 статьи 67 Устава МГО предоставлено право издавать правовые акты в виде приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к их полномочиям, иным должностным лицам Округа, кроме Главы Округа и Главы Администрации Округа
В ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в. Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) установлено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
При этом, к органам местного самоуправления отнесены избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К должностным лицам местного самоуправления отнесены выборные либо заключившее контракт (трудовой договор) лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
В Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в. Российской Федерации» отсутствует термин – должностное лицо органа местного самоуправления.
В ст. 41 Закон № 131-ФЗ предусмотрено, что от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно ст. 44 Закон № 131-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (п.п. 4,5,8 ч.1 ст.44).
Следовательно, к должностным лицам местного самоуправления отнесены как выборные, так и заключившее контракт (трудовой договор) лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями, а наименование, полномочия и ответственность должностных лиц местного самоуправления, определяется Уставом муниципального образования.
Из положений Устава МГО (ч.3 ст. 49) следует, что в период временного отсутствия Главы Округа его полномочия, в соответствии с распоряжениями Главы Округа, по организации деятельности Собрания депутатов Округа исполняет заместитель Председателя Собрания депутатов Округа.
Заместитель Председателя Собрания депутатов Округа избирается тайным голосованием из числа депутатов Собрания депутатов Округа (ст. 53 Устава МГО).
Как видно из представленных в материалах дела Распоряжений Главы Администрации МГО, должностных инструкций и контрактов заместителей Главы Администрации МГО, действовавших ранее и в настоящее время, все он наделены исполнительно-распорядительными полномочиями л.д. 34-130). Решением двенадцатой сессии Собрания депутатов Миасского городского округа от 27.01.2006 года утверждено Положение об Администрации МГО л.д. 133-137), в котором также предусмотрено, что заместители Главы Администрации МГО наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями (ч. 7 п.п. с 40 по 50).
Следовательно, в Уставе МГО обоснованно решен вопрос местного значения по отнесению Заместителя Председателя Собрания депутатов Округа и заместителей Главы Администрации МГО к должностным лицам местного самоуправления.
В ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) установлено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Положениями пункта 5 части 3 статьи 64, части 4 статьи 67 Устава МГО, регулирующие вопросы. Связанные с изданием правовые акты местного самоуправления, соответствуют положениям ст. 43 Закона № 131-ФЗ, где предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят: правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (п.4,7 ст. 43).
Следовательно, отсутствуют основания для признания судом незаконными и недействующими со дня принятия положений статьи 26, части 1 статьи 60, пункта 5 части 3 статьи 64, части 4 статьи 67 Устава Миасского городского округа, и в удовлетворении данных требований суд считает правильным отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 252,253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора г. Миасса Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления Устава Миасского городского округа удовлетворить частично.
Признать положения пункта 20 части 1 статьи 49 Устава Миасского городского округа в части отнесения к полномочиям Главы округа полномочий по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов государственной власти, расположенных в границах округа, незаконными и недействующими со дня принятия.
В удовлетворении требований прокурора г. Миасса Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления Устава Миасского городского округа о признании:
положения статьи 26 Устава Миасского городского округа в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления Округа заместителя Председателя Собрания депутатов Округа и заместителей Главы Администрации Округа;
положения части 1 статьи 60 Устава Миасского городского округа в части отнесения к должностным лицам местного самоуправления Округа заместителя Главы Администрации Округа;
положения пункта 5 части 3 статьи 64 Устава Миасского городского округа в части включения в систему муниципальных правовых актов Округа приказов и распоряжений иных должностных лиц;
положения части 4 статьи 67 Устава Миасского городского округа в части предоставления права издавать правовые акты иным должностным лицам Округа, кроме Главы Округа и Главы Администрации Округа, незаконными и недействующими со дня принятия, отказать.
Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Миасский городской суд.
Председательствующий