Решение о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов



Дело № 2-1950/2010

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Миасс, Челябинская область, ... года

Миасский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Тороповой Л.В.,

с участием прокуроров Екимова А.Б., Абрамова М.С.,

при секретаре Братусь Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в интересах Природоохранного научно-исследовательского учреждения «Ильменский государственный заповедник имени В.И. Ленина» УрО РАН к Гаражному кооперативу «Строитель» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в интересах Природоохранного научно-исследовательского учреждения «Ильменский государственный заповедник имени В.И. Ленина» УрО РАН к Гаражному кооперативу «Строитель» (далее по тексту ГК «Строитель») о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.

Обосновав исковые требования тем, что проведенной проверкой исполнения природопользователями режима охраны Ильменского государственного заповедника установлено, что ответчик не обеспечил выполнение экологических требований при организации и осуществлении обращения отходов потребления как на территории ГК «Строитель», так и на сопредельных с заповедником участков территории. Правление ГК «Строитель» допустило незаконное размещение твердых бытовых отходов потребления, их сжигание в охранной зоне Ильменского государственного заповедника в районе .... В оврагах за гаражными боксами образована несанкционированная свалка отходов, строительного и другого обгоревшего мусора, охранная зона Ильменского государственного заповедника захламлена отходами на данном участке. Не исполнение ответчиком экологических норм обращения отходов, режима Ильменского государственного заповедника, его охранной зоны, создает условия для возникновения лесных пожаров, уничтожения естественной экологической системы заповедной территории. Нарушает интересы Российской Федерации, закрепившей режим особой охраны государственного заповедника. Просит обязать ГК «Строитель» в срок до ... года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в охранной зоне Ильменского государственного заповедника в районе ..., образовавшуюся в оврагах за гаражными боксами; осуществлять сбор отходов потребления, образующихся на территории ГК «Строитель» и их регулярный вывоз.

В судебном заседание прокуроры Абрамов М.С., Екимов А.Б. иск поддержали по основаниям изложенным в нем.

Представитель истца Природоохранного научно-исследовательского учреждения «Ильменский государственный заповедник имени В.И. Ленина» УрО РАН Дубинин А.Е. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика Герасимов В.П. исковые требования не признал, суду пояснил, что на территории ГК организован сбор мусора и его вывоз. За территории ГК по мере необходимости производится сбор ТБО и его утилизация.

Третье лицо ООО «Эко-Сервис», в лице представителя, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без его участия.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора Екимова А.Б., исследовав все материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в охранной зоне Ильменского государственного заповедника в районе ... по восточной стороне ГК «Строитель» обоснованы и подлежат удовлетворению, в части возложения обязанности на ГК «Строитель» по организации сбора и вывоза ТБО с территории ГК «Строитель» удовлетворению не подлежащими.

Охранная зона особо охраняемой природной территории – это прилегающий к особо охраняемой природной территории участок земли и (или) водного пространства, созданный в целях ее защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Судом установлено, что Ильменский государственный заповедник им. В.И. Ленина создан декретом Совета народных комиссаров от ... года и утвержден в качестве полного государственного заповедника постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ... года. Статус Ильменского государственного заповедника определен как особо охраняемый природной территории федерального значения. По восточной границе ГК «Строитель» граничит с охранной зоной Ильменского государственного заповедника, в частности со 157 кварталом Южного участкового лесничества. Данные обстоятельства не оспаривается сторонами и в силу ч.2 ст. 68 ГПК РФ не требует дополнительного доказывания.

Охранная зона особо охраняемой природной территории – это прилегающий к особо охраняемой природной территории участок земли и (или) водного пространства, созданный в целях ее защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Основным принципом земельного законодательства, в том числе установлен приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений в частности относятся: установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора) и осуществление в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственного лесного контроля и надзора (пункт 36 ст. 81 ЛК РФ); установление порядка осуществления государственного пожарного надзора в лесах и осуществление государственного пожарного надзора и мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения ( пункт 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ)).

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Из пояснений представителя ответчика Герасимова В.П. установлено, что вдоль восточной границы ГК выкопан ров для защиты территории ГК «Строитель» от грунтовых вод.

В ходе выездного судебного заседания установлено, что на территории ГК «Строитель» по центральному проезду установлено 10 контейнеров для сбора ТБО, на территории Гаражного кооператива мусор убран. Вместе с тем, вдоль восточной границы ГК, граничащей со ... имеются свалки ТБО, состоящих из тары горюче -смазочных материалов, деталей авто -мототранспорта, ветоши, овощей и т.д.. В районе гаражного бокса ... мусор тлеет, что создает опасность возгорания и как следствие пожара в охранной зоне заповедника.

Учитывая изложенное, суд не соглашается с доводом представителя ответчика Герасимова В.П. о том, что прилегающая к ГК «Строитель» территория освобождена от мусора, угрозы пожарной безопасности Ильменского государственного заповедника не существует, причиной возникновения определенных мест захламлений являются БОМЖи.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в частности:

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

ГК «Строитель» допущено нарушение требований указанных выше норм права, что создает условия для возникновения лесных пожаров, уничтожения естественной экологической системы заповедной территории.

Законом устанавливается запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Под хозяйственной или иной деятельностью в смысле данной статьи понимаются все виды воздействия на окружающую среду с целью достижения определенных хозяйственных или иных результатов. Например, выращивание сельскохозяйственных растений, стимулирование дикорастущих растений, проведение экспериментов, связанных с изменением растительного покрова или состава почв, и др. При этом данная деятельность должна оказывать негативное воздействие на окружающую среду, т.е. такое воздействие, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды и соответственно к деградации и (или) уничтожению особо охраняемых природных объектов.

Учитывая выше изложенное, суд считает, что исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов в охранной зоне Ильменского государственного заповедника по вдоль восточной границы ГК «Строитель» в ... участкового лесничества подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования о возложении обязанности по осуществлению сбора отходов потребления, образующихся на территории ГК «Строитель» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

Судом установлено, что ... года между ГК «Строитель» (заказчик) и ООО «Эко-Сервис» (исполнитель) заключен договор ... на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов л.д. 29-30).

Согласно справки за подписью зам. директора по вывозу ТБО ООО «Эко-Сервис» ФИО7 твердые бытовые отходы с территории ГК «Строитель» вывозятся еженедельно по заявке, факт вывоза мусора подтверждается также актами сверки, отрывными талонами к актам передачи, счетами на оплату л.д. 34, 99-108).

Таким образом, на территории ГК «Строитель» организован сбор и утилизация ТБО.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать гаражный кооператив «Строитель» г. Миасса Челябинской области в срок до ... года ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные вдоль восточной границы ГК «Строитель» г. Миасса Челябинской области в охранной зоне Ильменского государственного заповедника в районе ....

В удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности - осуществлять сбор отходов потребления, образующихся на территории ГК «Строитель» и их регулярный вывоз, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Миасский городской суд Челябинской области.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200