Решение об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-3101/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года г. Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Филатовой Л.Е.

при секретаре Прокофьевой А.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любушкиной Александры Николаевны к Администрации Миасского городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Любушкина А.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Миасского городского округа (далее Администрация МГО) об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование иска указала, что Постановлением Администрации МГО от ДАТА года ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с обеспеченностью жилым помещением более учетной нормы, утвержденной решением Собрания депутатов МГО от ДАТА года НОМЕР. Считает отказ незаконным. Она является ветераном – участком Великой Отечественной войны. Статьёй 14 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. С ДАТА года зарегистрирована по адресу: г.Миасс, ..., жилплощадь принадлежит ... Харисову В.Н., на ней проживает пять человек. Она вынуждена ютиться в комнате 7,8 кв.м. Действиями ответчика ей причине моральный вред, оценивает его в ... Просит:

- признать незаконным Постановление Администрации Миасского городского округа от ДАТА года НОМЕР об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

- обязать Администрацию МГО принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны,

- взыскать с Администрации МГО компенсацию морального вреда ....

Истец Любушкина А.Н. и ее представитель Обухова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации МГО Вавилова Н.Ю. исковые требования не признала. Пояснила, что Любушкина А.Н. обеспечена жилой площадью более учетной нормы, поэтому ей отказано в постановке на учет.

Третьи лица Харисов В.Н. и Харисова С.А. исковые требования посчитали обоснованными. Пояснили, что Любушкина А.Н. должна быть поставлена на очередь как участник Великой Отечественной войны, независимо от обеспеченности жилой площадью.

Третье лицо Харисов А.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен л.д.63), причина неявки не известна.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав все материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Любушкиной А.Н. следует отказать по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2006 года № 149-п утверждено «Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 марта 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области».

Согласно пункту 3 этого Положения, ветераны, претендующие на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее именуются - органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им субсидии либо единовременной денежной выплаты.

Установлено, что Любушкина А.Н. является ... и имеет право на льготы, предусмотренные статьёй 14 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением л.д.49).

Таким образом, Любушкина А.Н., как инвалид Великой Отечественной войны, подпадает под категорию граждан, которые могут быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законом «О ветеранах», что не оспаривается представителем ответчика.

Однако обязательным условием для предоставления такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, является нуждаемость в улучшении жилищных условий, о чем прямо указано в законе «О ветеранах».

Суд не принимает во внимание доводы третьих лиц Харисова В.Н. и Харисовой С.А. о том, что Любушкина А.Н. в любом случае должна быть обеспечена жильем. Поскольку эти доводы основаны на неверном понимании и толковании закона.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьёй 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Установлено, что ДАТА года Любушкина А.Н. обратилась к Главе Администрации МГО с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма л.д.33).

Постановлением Главы Администрации МГО от ДАТА года НОМЕР Любушкиной А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку она обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, утвержденной решением Собрания депутатов МГО л.д.34).

Подпунктом 1 пункта 2 Решения Собрания депутатов Миасского городского округа от 30.09.2005 года № 8 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений», в редакции решения Собрания депутатов МГО от 29.08.2008 года № 6, утверждена учетная норма площади жилого помещения в следующих размерах: не более 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах.

Установлено, что Любушкина А.Н. с ДАТА года зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: г. Миасс, .... Кроме нее в квартире зарегистрированы ее ... Харисов Вадим Николаевич и внук Харисов Антон Вадимович, что подтверждается поквартирной карточкой л.д.22).

Собственником квартиры является Харисов Вадим Николаевич на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДАТА года л.д. 26), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права л.д.8) и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним л.д.24).

Установлено, что Любушкина А.Н. была включена в ордер на право вселения в квартиру по ... как член семьи нанимателя л.д.28). На момент приватизации квартиры Любушкина А.Н. была зарегистрирована в ней, что подтверждается справкой о составе семьи, представленной в отдел приватизации л.д.29), и поквартирной карточкой. Любушкина А.Н. отказалась от участия в приватизации квартиры и не возражала против передачи квартиры в личную собственность Харисова В.Н., что подтверждается ее заявлением л.д.31).

Указанные обстоятельства истцом и третьими лицами не оспариваются.

Таким образом, Любушкина А.Н. является членом семьи собственника жилого помещения – своего сына, и имеет право пользования жилым помещением, расположенным по .... То обстоятельство, что квартира была передана в собственность Харисова В.Н., а Любушкина Н.А. отказалась от участия в приватизации квартиры, не лишает ее права пользования этим жилым помещением. Поскольку она, как член семьи собственника, имеет право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, доказательств наличия какого-либо соглашения об ином порядке пользования квартирой суду не представлено.

Третьи лица Харисов В.Н. и Харисова С.А. пояснили суду, что Любушкина Н.А. имеет право пользоваться квартирой и не отрицали, что она обеспечена «какой-то» жилой площадью.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру л.д.8), квартира по ... состоит из четырех комнат, имеет общую площадь 62,2 кв.м.

Таким образом, каждый член семьи Харисова В.Н., в том числе Любушкина Н.А., обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 20,73 кв.м. (из расчета 62,2 кв.м. : 3).

То обстоятельство, что в квартире, кроме зарегистрированных граждан, проживает Харисова С.А., не свидетельствует об уменьшении общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи. Поскольку Харисова С.А. имеет в собственности однокомнатную квартиру по адресу: г. Миасс, ..., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним л.д.45).

Суд не принимает во внимание доводы истца, указанные в исковом заявлении, о том, что в квартире проживает пять человек. Поскольку все участники процесса, в том числе сама истец, суду пояснили, что в квартире проживает четыре человека: Любушкина Н.А., ее ... с ... и ...

Кроме этого, даже в случае проживания в квартире пятерых членов семьи и в случае отсутствия у них иных жилых помещений, Любушкина Н.А. также была бы обеспечена жилой площадью более учетной нормы (из расчета 62,2 кв.м. : 5 = 12,44 кв.м.).

При указанных обстоятельствах суд считает, что Администрация МГО обоснованно отказала Любушкиной Н.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Поскольку она обеспечена жилой площадью более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, следовательно, не является нуждающейся в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

То обстоятельство, что Любушкина Н.А. фактически пользуется комнатой площадью 7,8 кв.м., не лишает ее права на пользование всей квартирой, и не свидетельствует о том, что она не обеспечена жилой площадью более учетной нормы.

Суд не принимает во внимание доводы истца о невозможности проживания в квартире по ... и о том, что «пол худой, стены худые, окна и двери бумажные». Поскольку истцом и третьими лицами не представлено суду никаких доказательств, подтверждающих, что квартира находится в аварийном состоянии, не отвечает санитарным и строительным нормам и правилам, и непригодна для постоянного проживания граждан. Сама истец пояснила суду, что квартира находится в пятиэтажном доме на втором этаже, и считает, что ей должны предоставить другую квартиру как инвалиду Великой Отечественной войны. Как следует из заявления Любушкиной Н.А. о постановке на учет и из приложенных к заявлению документов л.д.32-48), она не предъявляла никаких требований, связанных с непригодностью квартиры для проживания.

Доводы истца об обязанности администрации предоставить ей квартиру как инвалиду Великой Отечественной войны независимо от нуждаемости в улучшении жилищных условий основаны на неверном понимании и толковании закона «О ветеранах».

При указанных обстоятельствах, исковые требования о признании не законным Постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о возложении на Администрацию МГО обязанности принять на учет являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом Любушкиной Н.А. не представлено суду доказательств, подтверждающих, что какими-либо неправомерными действиями или бездействиями Администрации Миасского городского округа причинен вред ее личным неимущественным правам или иным нематериальным благам. Сам факт принятия Главой Администрации постановления об отказе в постановке на учет, не является основанием для взыскания компенсации морального вреда. Поскольку постановление принято законно и обосновано.

Поэтому в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Любушкиной Александры Николаевны к Администрации Миасского городского округа о признании незаконным Постановления Главы Администрации Миасского городского округа от ДАТА года НОМЕР, о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны, о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путём подачи жалобы через Миасский городской суд.

Председательствующий: