Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию



2-3356\2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Добрыниной С.В.

При секретаре Тарасовой М.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаовой Марии Александровны к Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л :

Хаова М.А. обратилась в суд с указанными выше требованиями, в обоснование которых указала, что ДАТА она обратилась в ГУ УПФР в г. Миассе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ГУ УПФР в г. Миассе от 14.05. 2010 года за НОМЕР ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. При этом в ее специальный стаж не включен период работы с ДАТА по ДАТА ( 11 месяцев 21 день) в должности патронажной медицинской сестры в Челябинском областном комитете общества Красного Креста, так как Челябинский областной комитет общества Красный Крест не является учреждением здравоохранения, санитарно-эпидемиологическим учреждением. Считает, что решение ГУ УПФР в г. Миассе об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости не основано на действующем законодательстве и ограничивает ее право на социальное обеспечение по старости, предусмотренное ст 39 Конституции РФ, нарушает ее право на свободное распоряжение своими способностями к труду, предусмотренное ст 37 Конституции РФ. Деятельность общества Красного Креста регламентировалась в 1979-1980 годах «Положением о службе милосердия обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР», утвержденного Постановлением Бюро Президиума исполкома СОККиКП СССР 13.07.1980 года. Указанным Положением в должностные обязанности медицинской сестры милосердия вменялись выполнение на дому в соответствии с назначениями врача медицинских манипуляций и процедур, оказание неотложной доврачебной помощи, другие вопросы оказания медицинского и социально-бытового обслуживания одиноких престарелых нетрудоспособных граждан.

Просила :

- признать незаконным решение ГУ УПФР в г. Миассе от ДАТА НОМЕР об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ;

- обязать ГУ УПФР в г. Миассе включить в ее специальный стаж период работы с ДАТА по ДАТА ( 11 месяцев 21 день) в должности патронажной медицинской сестры в Челябинском областном комитете общества Красного Креста ;

- обязать ГУ УПФР в г. Миассе назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДАТА.

В судебном заседании истец Хаова М.А. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Миассе Курбако Е.Н. иск не признала, пояснила, что оспариваемый период работы истца с ДАТА по ДАТА в должности патронажной медицинской сестры в Челябинском областном комитете общества Красного Креста не засчитан в специальный стаж, так как Челябинский областной комитет общество Красный Крест не является учреждением здравоохранения, санитарно-эпидемиологическим учреждением. Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Поскольку на момент обращения в ГУ УПФР в г. Миассе специальный стаж истца составил 29 лет 4 месяца 13 дней, истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Считает ссылку истца на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 необоснованной, поскольку на момент утраты силы этого Постановления в 1993 году у истца отсутствовало не менее 2\3 стажа работы на должностях, которые дают право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Суд, выслушав объяснения истца Хаовой М.А., ее представителя адвоката Озеровой Г.П., представителя ответчика ГУ УПФР в г. Миассе Курбако Е.Н., исследовав все материалы дела, приходит к выводу, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Установлено, что ДАТА истец Хаова М.А. обратилась в ГУ УПФР в г. Миассе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( л.д. 36-38).

ГУ УПФР в г. Миассе, рассмотрев документы Хаовой М.А. и решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДАТА НОМЕР, своим решением за НОМЕР от ДАТА отказало Хаовой М.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ( л.д. 8).

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА в специальный стаж истца Хаовой М.А. были засчитаны периоды работы, составляющие 29 лет 4 месяца 13 дней.

В специальный стаж истца не был засчитан период работы с ДАТА по ДАТА ( 11 месяцев 21 день) в должности патронажной медицинской сестры в Челябинском областном комитете общества Красного Креста, так как Челябинский областной комитет общества Красный Крест не является учреждением здравоохранения, санитарно-эпидемиологическим учреждением.

Суд считает необоснованным исключение из специального стажа истца Хаовой М.А. указанного периода работы.

Согласно записям в трудовой книжке истец Хаова М.А. была принята патронажной медицинской сестрой в горком общества Красного Креста г. Миасса на основании распоряжения НОМЕР по Челябинскому обкому общества Красного Креста от ДАТА, уволена по собственному желанию ДАТА на основании распоряжения НОМЕР от ДАТА ( л.д. 14-15).

В указанный период действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно п 3 которого в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Доводы представителя ответчика о том, что оспариваемый период работы истца Хаовой М.А. мог быть включен в специальный стаж при соблюдении условий, предусмотренных п. 4 названного Постановления, при наличии не менее 2\3 стажа работы в учреждениях здравоохранения не на момент обращения истца за пенсией, а на момент утраты силы Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 (отменено Постановлением СМ РСФСР 06.09.1991 года), суд считает несостоятельными.

Положения ч 2 ст 6, ч 4 ст 15, ч 1 ст 17, ст. ст. 18,19 и 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.


Поскольку Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, предусматривалось включение работы в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью, а также принимая во внимание вышеприведенную позицию Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Хаовой М.А. о включении оспариваемого периода с ДАТА по ДАТА ( 11 месяцев 21 день) в должности патронажной медицинской сестры в Челябинском областном комитете общества Красного Креста в стаж для назначения досрочной пенсии.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом необоснованно исключенного из специального стажа истца периодов работы специальный стаж истца Хаовой М.А. на момент обращения в ГУ УПФР по п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составлял более 30 лет.

Поэтому требования истца о признании незаконным решения ГУ УПФР в г. Миассе от ДАТА НОМЕР об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При указанных обстоятельствах исковые требования Хаовой М.А. о возложении на УПФР в г. Миассе обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДАТА суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение Государственного учреждения- Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе от ДАТА года НОМЕР (протокол НОМЕР от ДАТА) об отказе Хаовой Марии Александровне в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе засчитать в специальный стаж Хаовой Марии Александровны период работы с ДАТА по ДАТА ( 11 месяцев 21 день) в должности патронажной медицинской сестры в Челябинском областном комитете общества Красного Креста и назначить досрочную трудовую пенсию по п.п. 20 п 1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДАТА.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме подачей жалобы через Миасский городской суд.

Председательствующий: