Дело 2-3753/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ДАТА
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Борозенцевой С.В.,
при секретаре Ярославцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Игоря Павловича к Государственному учреждению «5 отряд Федеральной Противопожарной службы по Челябинской области», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о возмещении расходов, связанных с проезд к месту проведения отпуска,
установил:
Семенов И.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «5 отряд Федеральной Противопожарной службы по Челябинской области» ( ГУ «5 ОФПС по Челябинской области»), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области(ГУ МЧС России по Челябинской области) о возмещении расходов, связанных с проезд к месту проведения отпуска и обратно за ДАТА в сумме ...
В обоснование иска указал, что с ДАТА проходит службу в ГПС МЧС России, имеет право на возмещение работодателем один раз в год расходов по проезду к месту отдыха и обратно, компенсацию за ДАТА. ему до настоящего времени не выплачена. Просит взыскать с ответчиков в свою пользу расходов, связанных с проезд к месту проведения отпуска и обратно за ДАТА в сумме ....
Истец Семенов И.П. в судебном заседании иск поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ «5 ОФПС по Челябинской области» Евсеева Р.С. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что право истца на компенсацию и сумма ими не оспаривается, однако отряд является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает собственными денежными средствами, не является распорядителем бюджетных средств.
Представитель третьего лица Управления федерального казначейства по Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о слушании дела извещен.
Представитель третьего лица Министерства Финансов Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о слушании дела извещен, в отзыве, представленном в суд, указал, что исковые требования о взыскании компенсации расходов на проезд к месту проведения отпуска подлежат удовлетворению за счет средств федерального бюджета, расходы сотрудников противопожарной службы Челябинской области профинансированы в полном объеме. Просят рассматривать в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав все материалы дела, суд считает, что настоящий иск подлежит удовлетворению частично.
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 716 утверждено Положение о возмещении расходов связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества, пунктом 2 которого установлено, что Министерство Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возмещает расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год). Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением в отношении сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, содержание которых осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой. исполнения наказаний, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на их текущее содержание в федеральном бюджете на соответствующий год.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при формировании собственных бюджетов предусматривать финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, расходы по содержанию которых осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 3 Постановления)
Материалами дела установлено, что Семенов И.П. с ДАТА по настоящее время служит в государственном учреждении «5 ОФПС по Челябинской области», что подтверждается справкой(л.д.4)..
ГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» входит в систему Государственной Противопожарной службы, является самостоятельным оперативным структурным подразделением ГУ МЧС России по Челябинской области.
Согласно справки ГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» задолженность по проезду к месту проведения очередного отпуска за ДАТА перед истцом составляет ....(л.д.5).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций её личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федераций.
Статьей 8 того же Закона установлено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы, распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения, Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; …принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексам, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной, власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов) (ч.6 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ.)
В 2004 году между МЧС России и Правительством Челябинской области заключено Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих Полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
Регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 753 от 08.12.2004 года.
Во исполнение данного Соглашения 26 января 2005 года между Правительством Челябинской области и ГУ МЧС России по Челябинской области, заключен договор №4 о совместной, деятельности по реализации соглашения между МЧС России и Правительством Челябинской: области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организаций тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бёдствий и ликвидации их последствии.
Срок действия договора в соответствии с п. 6.1 определен с 01.01.2005 года по 31.12.2008 года.
В соответствии с п. 2.2 данного Договора Правительство обеспечивает деятельность ГУ МЧС России по Челябинской области по реализации переданных ГУ МЧС России полномочий, а также финансирование расходов по содержанию численности личного состава территориальных подразделений ГПС в количестве 3903 единицы согласно приложению к настоящему договору, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской. области, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. (л.д. 159).
27 декабря 20007г. между МЧС России и Правительством Челябинской области заключено Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на муниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществлении поиска и спасения людей на водных объектах (далее- Соглашение 2007г.)
Данное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2008 года № 210.
Этим же постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства РФ № 753 от 08.12.2004 года, которым было утверждено Соглашение 2004года.
Статьей 3 Соглашения 2007года установлено, что МЧС России передает, а Правительств Челябинской области принимает на себя оперативное управление ГУ МЧС России по Челябинской области в части, исполнения переданных полномочий в соответствии с настоящим Соглашением, без предоставления субвенций из федерального бюджета бюджету Челябинской области, в порядке реализации части 8 ст. 26.3 Федерального Закона от 06 октября 1999года. № 184-ФЗ. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
МЧС России обеспечивает в установленном порядке финансирование и материально-техническое обеспечение полномочий Российской Федерации, осуществляемых ГУ МЧС по Челябинской области, в том числе содержание штатной численности личного состава, содержащейся за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 3 статьи 4 Соглашения установлено, что средства, предусмотренные на реализацию указанных в настоящем Соглашении расходных обязательств Российской Федерации перечисляются на счета Главного управления МЧС России по Челябинской области, открываемые в Управлении Федерального казначейства но Челябинской области.
Финансирование осуществления части полномочий Правительства Челябинской области, передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области через лицевые счета, открываемые Главному Управлению МЧС России по Челябинской области.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Челябинской области предусмотрены денежные средства, в сумме 874574,5 тыс. руб. в виде межбюджетных трансфертов па выплату в соответствий с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994. года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на 2008 год (таблица №27 приложения 37 Закона).
Законом Челябинской области от 27.09.2007 № 200-ЗО «Об областном бюджете на 2008 год» (приложение №2) ГУ МЧС России по Челябинской области включено в перечень главных администраторов доходов областного бюджета.
Распределение бюджетных ассигнований на денежное довольствие и социальные выплаты сотрудникам и заработная плата работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств субъектов Российской Федерации предусмотрены в размере, не превышающем сумму межбюджетных трансфертов, определенных на эти цели Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 20.10 годов» (874574,5 тыс. руб.)- (приложение №4 Закона Челябинской области от 27.09.2007.N200-30).
Выделение ассигнований на денежное довольствие и социальные выплаты Сотрудникам ГУ МЧС РФ по Челябинской области в размере, превышающем межбюджетные трансферты на эти цели, при принятии Закона о бюджете в сентябре 2007года, не предусматривалось.
На основании обращений ГУ МЧС России по Челябинской области от 14.01.2008года, распоряжением Губернатора Челябинской области от 03.04.2008 года №.428-р ГУ МЧС России по Челябинской области за счет остатка средств областного бюджета на 01 января 2008г. выделены средства в сумме 7784 тыс. руб. на увеличение содержания территориальных подразделений государственной противопожарной службы Челябинской области.
Правилами предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального Закона «О пожарной безопасности», утвержденными Постановлением правительства РФ от 28.11.2007 года № 817 не предусмотрены выплаты за счет, межбюджетных трансфертов расходов, связанных с проездом сотрудников и членов их семей к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно.
На основании письма от 25.11.2008 года за счет перераспределения бюджетных средств, на статью «Транспортные услуги по проезду в отпуск» выделено из областного бюджета дополнительно 678,4 тыс. руб. Согласно Закону Челябинской области N 200-ЗО «Об областном бюджете на 2008 года» (с учетом изменений и дополнений, внесенных в 2008года) на содержание территориальных подразделений Государственной противопожарной службы предусмотрены средства в сумме 1091 846, 3 тыс. руб., в том числе 874574,5 тыс. руб. - межбюджетные трансферты на денежное довольствие и социальные выплаты сотрудникам и работникам территориальных подразделений ГПС, 205 011,40 тыс. руб.- средства бюджета Челябинской области, предусмотренные на материально-техническое обеспечение территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, в том числе 8.462,4 тыс. руб. на возмещение расходов на оплату проезда к месту отпуска.
Предусмотренная в областном бюджете сумма 8462,4 тыс. руб. перечислена в полном объеме получателям бюджетных средств через Главного распорядителя - ГУ МЧС по Челябинской области, что подтверждается -уведомлением об объеме финансирования, реестром уведомлений об объеме финансирования, уведомлением об ассигнованиях, изменением кассового плана, бюджетной росписью, и не оспаривается сторонами.
МЧС России (на которое Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 716 возложено финансирование мероприятий по возмещению расходов по проезду к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно в отношении сотрудников Государственной противопожарной службы, Министерством финансов РФ, доказательства того, что на Правительство Челябинской области в 2008г. возлагалась обязанность по содержанию штатной численности личного состав, в том числе по выплате денежного довольствия, социальных гарантий и компенсаций сотрудникам ГУ «5 ОФПС по Челябинской области» за счет средств бюджета Челябинской области в части, превышающей сумму полученных межбюджетных трансфертов, либо Правительством Челябинской области принимались на себя обязательства по финансированию всех расходов, связанных с проездом сотрудников ГУ МЧС России по Челябинской области и их подразделений), и членов их семей к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно в суд не представлены.
Законом «О пожарной безопасности», иными нормативными актами не предусмотрено возложение на субъект Российской Федерации обязательств (переданных полномочий), по предоставлению социальных гарантий, установленных федеральными законами лицам, проходящим федеральную государственную службу, без финансового обеспечения осуществления указанных отдельных полномочий.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и :финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Финансирование бюджетом Челябинской области расходов на проезд сотрудников Государственной противопожарной службы к месту отпуска не противоречит положениям данного Закона и не может свидетельствовать о возложении на бюджет Челябинской области обязанности по финансированию расходов на проезд сотрудников федеральной противопожарной службы к месту проведения отпуска.
Министерство финансов Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области. В его функции входит в частности, исполнение областного бюджета (п. 8 Положения о Министерстве финансов Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 августа 2004 г. № 433).
Согласно Положению «Об управлении федерального казначейства по Челябинской области», утвержденному приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.03.2005г., основными задачами действия Управления являются кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с бюджетным законодательством РФ и иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации.
На Министерство финансов Челябинской области, Управление Федерального казначейства Челябинской области, Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г № 716 и иными нормативными актами не возложена обязанность по предоставлению сотрудникам Государственной противопожарной службы социальных льгот, в том числе по возмещению расходов но проезду к месту проведения отпуска.
Выплата денежного довольствия и предоставление социальных гарантий сотрудникам территориальных органов Государственной Противопожарной службы непосредственно Министерством ЧС России, а не через территориальные органы, в которых проходят службу сотрудники, Положением не предусмотрено.
ГУ «5 ОФПС по Челябинской, области» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств Федерального бюджета, а также средств иных источников финансирования не запрещенных законодательством Российской Федерации, (п.4, 5 Положения).
В соответствии с Перечнем главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 23 января 2006года № 6 ГУ «5 ОФПС но Челябинской области») является получателем средств областного бюджета через Главного распорядителя - ГУ МЧС России по Челябинской области.
Финансовое обеспечение ГУ «5 ОФПС по Челябинской области» осуществлялось в 2008г. в соответствии с бюджетной сметой, разработанной ГУ МЧС России по Челябинской области.
Ответчик ГУ «5 ОФПС по Челябинской области» направлял главному распорядителю бюджетных средств заявки на финансирование расходов, в том числе на оплату проезда в отпуск сотрудников. Однако, заявки удовлетворены лишь частично, что не оспаривается сторонами в судебном заседании. Иных источников доходов, которые могут использоваться для возмещения расходов на проезд сотрудников в отпуск ГУ «5 ОФПС по Челябинской области» не имеет.
ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь территориальным органом МЧС России, организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение подчиненных подразделений, определяет потребности в материально-технических ресурсах подчиненных подразделений, организует в установленном порядке финансовое обеспечение подчиненных подразделений, подготовку смет доходов и расходов по бюджетным средствам и внебюджетным источникам, (п.п. 9,12 п. 12 Положения о ГУ МЧС России по Челябинской области).
Из материалов дела следует, что ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь главным распорядителем бюджетных средств, бюджетные ассигнования на возмещение истцу расходов на проезд к месту проведения отпуска в 2008г. г. ГУ «5 ОФПС по Челябинской области» не представляло.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что обязанность по возмещению истцу расходов на проезд к месту проведения отпуска за 2008 года должна быть возложена на ГУ МЧС России по Челябинской области, в иске к остальным ответчикам надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области в пользу Семенова Игоря Павловича ...(...) .... в возмещение расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно за ДАТА.
В удовлетворении иска Семенова Игоря Павловича к Государственному учреждению «5-й отряд Федеральной Противопожарной службы по Челябинской области» о возмещении расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Миасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий