Решение о понуждении к исполнению обязанностей



Дело № 2-3427/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

АДРЕС, ДАТА

Миасский городской суд АДРЕС, в составе:

председательствующего судьи Тороповой Л.В.,

с участием прокурора Евсеева А.Н.,

при секретаре Копосовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в защиту интересов граждан и Российской Федерации в интересах Управления Росприроднадзора Челябинской области, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области к Обществу с ограниченной ответственностью «База отдыха «Кедр» о возложении обязанностей по приведению водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов граждан и Российской Федерации в интересах Управления Росприроднадзора Челябинской области, Министерства по радиационной и экологической безопасности АДРЕС к Обществу с ограниченной ответственностью «База отдыха «Кедр» (далее по тексту ООО «База отдыха «Кедр») о возложении обязанностей по приведению водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства (т.1 л.д.140-144). Обосновав исковые требования тем, что озеро Тургояк отнесено к памятникам природы областного значения решением Исполнительного комитета АДРЕС Совета народных депутатов от 21 января 1969 года № 29 «Об охране памятников природы в области». Границы охранной зоны памятника природы озера Тургояк утверждены постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 января 2007 года № 449 «Об утверждении границ памятника природы АДРЕС озера Тургояк и его охранной зоны». В нарушение экологических требований ООО «База отдыха «Кедр» при эксплуатации домов для отдыхающих, оборудованных умывальниками, мойками, в водоохраной зоне озера Тургояк не получило санитарно- эпидемиологические заключения на размещение объектов и осуществление хозяйственной деятельности. Дома оборудованы баками чистой воды емкостью от 500 до 1000 литров. Стоки из части домов поступают в баки, расположенные в подвальных помещениях. ООО «База отдыха «Кедр» нарушаются охраняемые Конституцией РФ, федеральным законодательством интересы Российской Федерации, провозгласившей и законодательно определившей права и обязанности лиц по сохранению санитарных, экологических систем особо охраняемых и водных территорий и императивные требования к охране лесных земель и водных объектов памятника природы озера Тургояк. Просит обязать ООО «База отдыха «Кедр» разработать проект водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства, получить положительное заключение государственной экспертизы по данному проекту в срок до ДАТА.

В судебном заседание прокурор Евсеев А.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что отсутствие водоснабжения и водоотведения ведет к загрязнению как озера, так и деградации плодородного слоя почв. Проект водоотведения и водоснабжения ответчиком до настоящего времени не представлен.

Представитель истца Министерства по радиационной и экологической безопасности АДРЕС ФИО4 исковые требования поддержала, суду пояснила, что на территории ООО «База отдыха «Кедр» отсутствует система водоснабжения и водоотведения, сооружения, предназначенные для очистки сточных вод. Жидкие бытовые отходы размещаются в почву и грунт, что противоречит действующему законодательству и является не допустимым.

Представитель истца Министерства по радиационной и экологической безопасности АДРЕС ФИО5 исковые требования поддержала, суду пояснила, что в результате дренирования сточные воды попадают в водоем, что со временем приведет ухудшению качества воды и загрязнению памятника природы, а также к деградации почвы.

Представитель истца ФИО1 АДРЕС в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил мнение по исковому заявлению (Т.1, л.д. 54-55), в котором исковые требования поддерживает, просит обязать ООО «База отдыха «Кедр» получить санитарно- эпидемиологические заключения на размещение объектов и водоотведение.

Представитель третьего лица Муниципального учреждения «Управление по экологии и природопользованию» Миасского городского округа АДРЕС ФИО6 считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель ответчика ООО «База отдыха «Кедр» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны (т.1 л.д. 172).

Выслушав пояснения представителей истца Министерства по радиационной и экологической безопасности АДРЕС ФИО4 и ФИО5, представителя третьего лица Муниципального учреждения «Управление по экологии и природопользованию» Миасского городского округа АДРЕС ФИО6, заключение прокурора, исследовав все материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об особо охраняемых территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Строительство объектов недвижимости в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, предназначенной для общего пользования, не допускается. Проектирование и строительство хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 ВК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), частью 6 статьи 2 и статьями 25, 26 Федерального Закона от 14 марта 1995 года N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 26 Федерального Закона от 14.03.95 N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО «База отдыха «Кедр» на основании договора аренды НОМЕР от ДАТА предоставлены в аренду лесные участки по адресу: АДРЕС, ОГУ «Миасское лесничество» Тургоякское участковое лесничество, АДРЕС сроком на 20 лет для осуществления рекриационной деятельности в целях организации отдыха. Целевое назначение лесных участков- защитные леса. Договор аренды зарегистрирован ДАТА в Управление Федеральной регистрационной службы по АДРЕС, номер государственной регистрационной записи НОМЕР. Арендовые лесные участки, расположены на берегу озера Тургояк. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и в силу ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ не требуют дополнительного доказывания.

Озеро Тургояк отнесено к памятникам природы областного значения решением Исполнительного комитета АДРЕС Совета народных депутатов от 21 января 1969 г. N 29 "Об охране памятников природы в области".

В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Челябинской области от 14 мая 2002 года № 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" (в редакции Законов Челябинской области от 25.03.2004 года N 222-ЗО, от 30.11.2004 года N 335-ЗО, от 31.03.2005 года N 371-ЗО, от 30.05.2007 года N 151-ЗО, от 23.08.2007 года N 179-ЗО, от 26.06.2008 года N 282-ЗО, от 12.12.2008 года N 337-ЗО, от 29.10.2009 года N 500-ЗО), в целях сохранения памятника природы АДРЕС озера Тургояк, АДРЕС утверждено Положение о памятнике природы АДРЕС озере Тургояк.

Озеро Тургояк является уникальным, невосполнимым, ценным в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении комплексом. Памятник природы имеет особо важное природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение для населения АДРЕС, является одним из крупнейших озер АДРЕС, окружен живописными берегами с уникальным растительным и животным миром. Запасы пресной воды составляют 2,61 процент от запасов питьевой воды в мире.

В соответствии с пунктом 16 раздела 5 Постановления Правительства Челябинской области от 23 марта 2007 года № 62-П «Об утверждении Положения о памятнике природы Челябинской области озере Тургояк» (в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 24.07.2008 года N 220-П, от 16.04.2009 года N 94-П, от 15.04.2010 года N 142-П) в границах Памятника природы запрещается, в том числе: градостроительная деятельность, в том числе проведение отсыпки дна и береговой полосы водного объекта; сброс сточных вод; сброс грунта, мусора, строительных и других материалов; ухудшение качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира; иные виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов Памятника природы.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ООО «База отдыха «Кедр» расположена на берегу озера Тургояк и не имеет централизованного водоснабжения и водоотведения, а также сооружения предназначенные для очистки сточных вод.

Из копии заключения эксперта НОМЕР от ДАТА установлено, что сантехнические устройства построек представлены умывальниками со смесителями, унитазом с непосредственно присоединенным бочком, водонагревателем, смесителем с душем. Все устройства не подключены к инженерным сетям ввиду отсутствия подводки сетей к постройкам (т.2 л.д. 14, 16, 18-28). Данные обстоятельства установлены также в ходе выездного судебного заседания (т.1 л.д. 141), в частности установлено, что на территории арендованного земельного участка возведены капитальные строения, инженерные сети водоотведения и канализования отсутствуют: к домам не подведены трубы водоотведения и водоснабжения.

Доводы представителя ответчика Руденко Б.Ю., изложенные в ходе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседание, о том, что граждане на территории базы пользуются привозной водой, умываются в специально отведенных местах, продукты жизнедеятельности выносят в биотуалеты, суд не принимает.

Документы, представленные представителем ответчика о вывозе жидких бытовых отходов, санитарно-эпидемиологическое заключение НОМЕР от ДАТА и письмо начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АДРЕС АДРЕС ФИО8, в качестве доказательства доводов представителя ответчика судом также не принимаются, поскольку не отвечают принципам относимости и допустимости. Суду не представлены оригиналы документов, они не заверены самим ответчиком.

Кроме того, из представленной копии санитарно-эпидемиологического заключения НОМЕР от ДАТА и письма начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АДРЕС ФИО8, следует, что оба эти документа касаются зон рекреации водных объектов в летний период, что подтвердил и представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора Широков И.Ю. в судебном заседание ДАТА (т.1 л.д. 142).

Из информации представленной ООО «Эко-Сервис» установлено, что за ... объем жидких бытовых отходов, вывезенных с территории ООО «База отдыха «Кедр» составил в сумме ... куб.м.., что также подтверждается актами выполненных работ НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА (т.1 л.д. 185-187).

Из представленной ответчиком информации среднее количество отдыхающих в пиковом режиме составляет 30-100 человек в сутки.

В соответствии со СНиП 2.04.03-5 «Канализация. Наружные сети и сооружения» при проектировании систем канализации от жилых зданий следует принимать равными расчету среднесуточному водоотведению согласно СНиП 2.04.01-85, в соответствии с которым норма расхода воды потребителями жилых домов составляет 95 литров в сутки. Соответственно в сутки на 30 человек приходится 256500 литров ( 30 х 95 х 90 дней летнего периода), на 100 человек- 855000 литров, что в среднем составляет 555750 литров или 555,75 куб.м. в летний период.

Таким образом, вывоз жидких бытовых отходов в объеме 20 куб.м. за 1 год 7 месяцев, явно несоразмерен количеству потребляемой воды и объему жидких бытовых отходов.

В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", - отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.04.2002 N 3399), определяет санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.п. 1.2 - 1.4).

Пунктом 3.3.3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" запрещается всякое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения.

В нарушение пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" у ответчика ООО «База отдыха «Кедр» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по системе водоснабжения и водоотведения.

Ответчику неоднократно предлагалась устранить нарушения законодательства и предоставить в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области проект системы водоотведения и водоснабжения, однако проектная документация до настоящего времени ответчиком не приведена в соответствие с требованиям «Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87, положительное заключение не получено.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы, в том числе и вода, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Исходя из принципов разумности, суд определяет срок до ДАТА.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «База отдыха «Кедр» разработать проект водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства и получить положительное заключение по проекту в срок до ДАТА.

Меры обеспечения иска, принятые судом ДАТА, отменить по вступлению решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Миасский городской суд АДРЕС.

Председательствующий судья

ДАТА Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда АДРЕС от ДАТА отменить, вынести новое решение.

В иске Челябинскому природоохранному прокурору в защиту интересов граждан и Российской Федерации в интересах Управления Росприроднадзора АДРЕС, Министерства по радиационной и экологической безопасности АДРЕС к Обществу \ с ограниченной ответственностью «База отдыха «Кедр» о возложении обязанности разработать проект водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства и получить положительное заключение по проекту в срок до ДАТА, отказать.