об обязании предоставить меры соц защиты



Дело № 2-443/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г. Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Борозенцевой С.В.,

при секретаре Ярославцевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайленко Анатолия Сергеевича к Управлению социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа об обязании предоставить меры социальной защиты,

установил:

Михайленко А.С. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа об обязании предоставить меры социальной защиты. В обосновании исковых требований указал, что ДАТА обратился с письменным заявлением к ответчику с просьбой предоставить меры социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области «О звании ветеран труда Челябинской области» от 29.11.2007 года. В предоставлении льгот было отказано. Отказ считает неправомерным. Утверждение ответчика о том, что льготы ветерана труда компенсируются ежемесячной денежной выплатой как инвалиду, является грубым нарушение законодательства и его прав. В результате противоправных действий ответчика ему причинен моральный вред, который выразился в форме страха, обиды, возмущения, стыда, чувства беспомощности и беззащитности, неоднократно приходилось обращаться к врачам. Просит обязать Управление социальной защиты населения Миасского городского округа предоставить ему меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов, ежеквартальной денежной выплаты(или социальных карт) на оплату проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, автомобильного транспорта общего пользования, пригородных и междугородных(внутрирайонных и внутриобластных) маршрутов, компенсационной выплаты за пользование услугами местной телефонной связи в размере 50% от тарифа, обязать ответчика в недельный срок направить информационные письма в медицинские учреждения, занимающиеся в г.Миассе изготовлением и ремонтом зубных протезов, о включении в их информационные базы фамилий инвалидов-ветеранов труда Челябинской области, как имеющих право на такую бесплатную услугу и в Миасский филиал ОАО «Связьинформ» о праве на получение компенсационных выплат за пользование местной телефонной связью в размере 50% от тарифа, копии информационных писем направить истцу, взыскать с ответчика в его пользу в счет возмещения морального вреда ... руб..

В судебном заседании истец Михайленко А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, на возмещении судебных расходов в виде госпошлины не настаивал.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа Чиж Н.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что меры социальной поддержки могут быть предоставлены истцу либо как ветерану Челябинской области, либо как инвалиду по его выбору. Истец получает ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в РФ». Оснований для взыскания компенсации морального вреда нет, ответчик каких-либо противоправных действий в отношении истца не совершал.

Представитель третьего лица ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в городе Миассе Челябинской области в суд не явился, о слушании дела извещен, в отзыве представленном в суд (л.д.28) указал, что истцу Михайленко А.С. назначена ежемесячная денежная выплата по категории «Инвалид 2 группы», начисляется с учетом волеизъявления гражданина. Михайленко А.С. от полного набора социальных услуг отказался.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п.1,3 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Согласно п., п.1.,3 ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В силу ст.ст. 1,4 Закона Челябинской области от 30.11.2004 года № 327-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки: бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских учреждениях по месту жительства; ежеквартальная денежная выплата на оплату проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных (внутрирайонных и внутриобластных) маршрутов, железнодорожном транспорте пригородного сообщения в размере 600 рублей. Начисление и выплата указанной ежеквартальной денежной выплаты производятся в течение месяца, предшествующего периоду ежеквартальной денежной выплаты; компенсационная выплата за пользование услугами местной телефонной связи в размере, равном 50 процентам от тарифа, предусмотренного абонентской системой оплаты услуг местной телефонной связи при отсутствии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений (разговоров); компенсационная выплата за пользование услугами связи для целей проводного радиовещания в размере 50 процентов от установленного тарифа.

Аналогичные требования содержаться в ст. 4 Закона Челябинской области от 29.11.2007 года № 220-30 «О звании ветеран труда Челябинской области», при этом в соответствии с п.3 ст.4 указанного Закона в случае, если ветеран труда Челябинской области имеет право на одну и ту же меру социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, указанная мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по его выбору.

Судом установлено, что с ... года Михайленко А.С. назначена пенсия по инвалидности 2 группы, также истец является ветераном труда (л.д. 5). Михайленко А.С. от набора социальных услуг отказался в полном объеме, в связи с чем, ему выплачивается с ДАТА ежемесячная денежная выплата в размере ... рублей, а с ДАТА – ...., при этом с заявлением о возобновлении социальных услуг Михайленко А.С. не обращался (л.д. 28-31).

Вышеуказанные федеральные законы прямо не предусматривают мер социальной поддержки по проезду в общественном городском транспорте, за предоставляемые услуги связи и зубопротезирование. В настоящее время Закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусматривает льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также ежемесячную денежную выплату, выплачиваемую территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает такие меры социальной поддержки, как предоставление гражданам (в том числе инвалидам) набора социальных услуг: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (статья 6.2 Закона).

Утверждение о том, что ЕДВ не включает в себя меры социальной поддержки по зубопротезированию являются несостоятельными, поскольку согласно ст. 9, 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» среди основных направлений реабилитации, а также в перечне реабилитационных мероприятий инвалидов названо протезирование, одним из видов которого является зубопротезирование.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1999 г. №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В Челябинской области таким нормативным правовым актом является Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г. № 327-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области». Согласно ч. 3 ст. 1 указанного Закона меры социальной поддержки, установленные им, предоставляются ветеранам труда, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в денежной форме по иным основаниям.

Суд отказывает в удовлетворении исковых требований Михайленко А.С., исходя из того, что он получает меры социальной поддержки в денежной форме как инвалид 2 группы, что исключает возможность предоставления ему мер социальной поддержки как ветерану Челябинской области.

Доводы истца о том, что он имеет право на социальную поддержку и как инвалид, и как ветеран Челябинской области, несостоятельны, т.к. основаны на ошибочном понимании норм материального права. До 01.01.2005 года меры социальной защиты ветеранов определялись ст.14-23 ФЗ «О ветеранах». При этом, предоставляя ветеранам п.3 ст.13 названного Федерального закона право на льготы по нескольким статьям этого закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными актами. В соответствии с новой редакцией данного закона, введенной ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, п.2 ст.13 ФЗ «О ветерана» утратил силу с 01.01.2005 года, следовательно право на одновременное предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных разными федеральными законами, в том числе как инвалиду и ветерану труда, утрачено с 01.01.2005 года.

Из анализа положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», Законов Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», «О звании ветеран труда Челябинской области» следует, что меры социальной поддержки одновременно по двум основаниям предоставляться не могут, они могут быть предоставлены гражданину либо как инвалиду, либо как ветерану труда по его выбору.

Поскольку требования Михайленко А.С. удовлетворению не подлежат, то в его иске к Управлению социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа о компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на получение мер социальной поддержки, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Михайленко Анатолия Сергеевича к Управлению социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа об обязании предоставить меры социальной защиты, об обязании направления информационных писем и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Миасский городской суд.

Председательствующий