решение об оспаривании действий органа местного самоуправления по формированию земельного участка под многоквартирным домом



Дело № 2-2928/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

АДРЕС, ДАТА

Миасский городской суд АДРЕС в составе: председательствующего судьи Тороповой Л.В.,

при секретаре Голждобеевой А.В.,

с участием заявителя Малькова О.Ю.,

представителя заинтересованных лиц Яриной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малькова Олега Юрьевича об оспаривании действий органа местного самоуправления по формированию земельного участка под многоквартирным домом,

УСТАНОВИЛ:

Мальков О.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления по формированию земельного участка под многоквартирным домом. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС, пАДРЕС, АДРЕС, также является выборным представителем собственников помещений в указанном доме на основании решения НОМЕР общего собрания собственников от ДАТА и председателем Совета собственников на основании решения Совета собственников НОМЕР от ДАТА. Решением Миасского городского суда от ДАТА по делу НОМЕР, вступившим в законную силу ДАТА, был признан незаконным отказ Администрации МГО сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и на Администрацию МГО возложена обязанность об устранении допущенных нарушений прав собственников помещений путём формирования земельного участка. Одновременно с рассмотрением дела в суде Совет собственников, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, своим решением НОМЕР от ДАТА утвердил примерный проект границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с учётом сложившегося порядка Землепользования и сложившихся границ объектов, расположенных на прилегающей к дому территории. ДАТА направили в Администрацию МГО письмо, которым просили принять надлежащие меры по устранению выявленных недостатков в работе Администрации МГО относительно многоквартирного дома по пАДРЕС, 12а, на что ответа не последовало. После направления повторного письма был получен ответ Комитета по управлению имуществом МГО, в котором сообщалось о том, что земельный участок под спорным многоквартирным домом сформирован и поставлен на кадастровый учёт ДАТА. Границы земельного участка были сформированы без согласования с собственниками помещений, без учёта сложившегося порядка землепользования, сложившихся границ объектов, расположенных на земельном участке, и без учёта прямого волеизъявления собственников помещений. Совет собственников своим решением НОМЕР от ДАТА поручил ему обратиться с заявлением в суд для защиты указанных прав и законных интересов собственников помещений нашего многоквартирного дома.

Заявитель просит признать незаконным действия Администрации МГО по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: АДРЕС-а, совершённые без согласования границ указанного участка с собственниками помещений данного многоквартирного дома в лице их уполномоченных представителей, без учёта сложившегося порядка землепользования и сложившихся границ объектов общего имущества, расположенных на данной территории, без учёта волеизъявления уполномоченных представителей собственников помещений, выраженного решением Совета собственников НОМЕР от ДАТА и утверждённой этим решением примерной схемой границ, с существенным нарушением имущественных прав и интересов собственников помещений данного многоквартирного дома; признать незаконным и недействительным Постановление Администрации МГО НОМЕР от ДАТА с прилагаемой Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа; признать недействительным Межевой план с регистрационным НОМЕР от ДАТА, выполненный в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: АДРЕС, пАДРЕС, АДРЕС признать недействительными сведения о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, внесённые в Государственный кадастр недвижимости; обязать Администрацию МГО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов собственников помещений в данном многоквартирном доме путём формирования указанного земельного участка в границах, согласованных с собственниками помещений многоквартирного дома в лице их уполномоченных представителей, с учётом сложившегося порядка землепользования и сложившихся границ объектов общего имущества, расположенных на данном участке, с учётом утвержденной решением Совета собственников НОМЕР от ДАТА примерной схемой границ данного участка.

В судебном заседание заявитель Мальков О. Ю. поддержал требования, по основаниям изложенным в заявление. Дополнительно пояснил, что действиями Администрации Миасского городского округа по утверждению границ земельного участка под многоквартирным домом без согласования с собственниками жилых помещений, нарушены права последних. Земельный участок сформирован таким образом, что часть, исторически обслуживаемая собственниками жилого дома, оказалась им не принадлежащей, доступ к стене дома также оказался за пределами отведенного земельного участка.

Представитель заинтересованных лиц Администрации МГО, Комитета по управлению имуществом Миасского городского округа Ярина О.В. не согласилась с заявленными требованиями по основаниям изложенным в отзыве. Указав на, то что на Администрации МГО не лежит обязанность по согласованию границ земельного участка под многоквартирным домом с собственниками жилых помещений или с представителями собственников.

Заинтересованное лицо ФБУ «Кадастровая палата» по АДРЕС в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия представителя.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ),- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются (части 1 и 2 статьи).

Согласно статье 16 Федерального закона от ДАТА N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).

Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ); для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36).

ДАТА Администрацией Миасского городского округа АДРЕС вынесено Постановление НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа из земель населенных пунктов для размещения многоквартирного жилого дома в АДРЕС, пАДРЕС, 12а» (далее Постановление НОМЕР), которым утверждена схема расположения земельного участка общей площадью ... кв.м. (л.д. 21). Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа установлено, что она утверждена без учета интересов собственников жилых помещений, не соответствует примерному проекту границ земельного участка. В границы земельного участка под многоквартирным домом включена проезжая часть, отсутствует доступ к фундаменту дома со стороны АДРЕС по пАДРЕС в АДРЕС (л.д. 22, 13).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет (л.д. 26).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДАТА N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7" (далее - Постановление), реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Согласно части 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1,2 статья 35 Конституции РФ). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции РФ).

Суд не принимает доводы представителя заинтересованных лиц Яриной О.В. о том, что у Администрации отсутствовала обязанность по формированию земельного участка без учета мнения собственников жилых помещений.

При формировании земельного участка с кадастровым номером НОМЕР не учитывалась территория, которой пользуются собственники помещений многоквартирного жилого АДРЕС по пАДРЕС, не учитывался подъезд.

Как следует из материалов дела, в спорный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР фактически вошла территория, необходимая для надлежащей эксплуатации многоквартирного жилого дома N АДРЕС по пАДРЕС, схема не правильно ориентирована на местности (л.д. 13,61), акт согласования границ земельного участка с представителями собственников жилых помещений не согласовывался, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР установлено без учета интересов собственников жилых помещений АДРЕС по пАДРЕС и смежного землепользователя.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, вступившие в силу ДАТА, предусматривают, что "отводимый под строительство земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений" (п. 2.3 СанПиН 2.ДАТА-10 от ДАТА "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДАТА N 64).

Исходя из положений ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ, и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от ДАТА "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу вышеизложенных обстоятельств, исходя также из положений ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, суд считает заявление обоснованным.

Как указал в своем постановлении от ДАТА N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме обусловлен необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Его осуществление федеральный законодатель возложил на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

Из анализа приведенных норм следует, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, а потому органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Как разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДАТА N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

В силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений АДРЕС по пАДРЕС означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Тем самым достигается соблюдение баланса прав и интересов участников соответствующих правоотношений, а именно собственников помещений в многоквартирном доме и публичного образования, из земель которого передается в их общую долевую собственность земельный участок под этим домом.

Соответственно, передача в собственникам многоквартирного дома земельного участка, как объекта гражданских прав, равно как и объекта налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должно осуществлять с учетом решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений. Однако в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства Администрацией Миасского городского округа принято Постановление НОМЕР.

Учитывая то, что Постановление НОМЕР от ДАТА недействительно, то есть не создает юридических последствий с момента принятия, суд считает подлежащими удовлетворению и требования истца а признании недействительным Межевого плана, сведений о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным Постановление Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа из земель населенных пунктов для размещения многоквартирного жилого дома в АДРЕС, пАДРЕС и Приложение НОМЕР к Постановлению Администрации Миасского городского округа от ДАТА НОМЕР Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа.

Признать недействительным Межевой план с регистрационным номером НОМЕР от ДАТА земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: АДРЕС, пАДРЕС.

Признать недействительными сведения о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, внесенные в Государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Миасский городской суд АДРЕС.

Председательствующий судья