Решение об обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2-2046

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г. Миасс

Миасский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Григорьевой М.Б.

при секретаре Ермолаевой Е.В.

с участием прокурора Абрамова М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Миасса Челябинской области в интересах Франкевич Виктора Юрьевича к Администрации Миасского городского округа, Комитету по управлению имуществом Миасского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г.Миасса Челябинской области, действуя в интересах Франкевич В.Ю., обратился в суд с иском к Администрации Миасского городского округа (далее Администрации МГО) с требованиями о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что Франкевич В.Ю. постановлением Главы г.Миасса от ДАТА был определен в детское учреждение социальной защиты на полное государственное обеспечение. В период с ДАТА по ДАТА он являлся учащимся ГОУ НПО «Профессиональное училище НОМЕР». Постановлением и.о. Главы Администрации Миассского городского округа НОМЕР от ДАТА Франкевич В.Ю. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, однако жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено. В уточненном исковом заявлении прокурор просит обязать Администрацию МГО предоставить Франкевич В.Ю. с составом семьи один человек во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 12 кв.м. жилого помещения в отдельной квартире либо не менее 7 кв.м. в коммунальной квартире.

Определениями суда в качестве соответчиков привлечены Комитет по управлению имуществом Миасского городского округа и Министерство социальных отношений Челябинской области.

В судебном заседании прокурор Абрамов М.С. настаивал на удовлетворении заявленных требований в части предоставления Франкевич В.Ю. с составом семьи один человек жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 12 кв.м. жилого помещения в отдельной квартире.

Франкевич В.Ю. поддержал требования прокурора о предоставлении ему жилого помещения общей площадью не менее 12кв.м. жилого помещения в отдельной квартире. Суду пояснил, что своего жилья не имеет, проживать ему негде.

Представитель ответчика Администрации МГО в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причины неявки не известна. Ранее в судебных заседаниях представитель Зазуляк О.В. исковые требования не признавала. Поясняла, что для предоставления Франкевич В.Ю. жилого помещения вне очереди необходимо не только признание за ним права, но и признание его малоимущим. Предоставление Франкевич В.Ю. жилого помещения во внеочередном порядке будет нарушать права тех лиц, которые встали на учет ранее. Администрацией рассматривается вопрос о правомерности постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Франкевич В.Ю. и отмене Постановления от ДАТА НОМЕР.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом МГО в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причина неявки не известна. Ранее в судебных заседаниях представитель ФИО7 поддерживала позицию ФИО2 МГО.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений АДРЕС в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменном отзыве указали, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. На .... из областного бюджета Миасскому городскому округу была выделена субвенция на обеспечение детей-сирот в размере ... тыс.руб. Министерство считает себя ненадлежащим ответчиком.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагающего иск подлежащим удовлетворению, исследовав все материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.

В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья во внеочередном порядке, предусматриваются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Дополнительные гарантии прав, указанной категории детей на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Закон Челябинской области от 25.10.2007г. № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» в пункте 2 статьи 17 содержит норму, аналогичную ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ.

Полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008г. № 273 утверждён «Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма» (далее - «Порядок»).

Согласно «Порядку» дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления.

Судом установлено, что Франкевич Виктор Юрьевич родился ДАТА у гражданки ФИО3 (л.д.20). Отец ребенка записан со слов матери (л.д.22). Постановлением Главы г. Миасса НОМЕР от ДАТА Франкевич В.Ю. был определен в детское учреждение социальной защиты на полное государственное обеспечение в связи с тем мать мальчика находилась в местах лишения свободы (л.д.11). Решением Миасского горсуда от ДАТА ФИО3 лишена родительских прав в отношении сына Франкевич В.Ю. (л.д.25-28). Решением Миасского горсуда от ДАТА ФИО3 признана безвестно отсутствующей (л.д.23-24).

С ДАТА по ДАТА Франкевич В.Ю. обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище НОМЕР» и находился на полном государственном обеспечении (л.д.85).

Постановлением и.о. Главы Администрации МГО НОМЕР от ДАТА Франкевич В.Ю. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди (л.д. 10).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

У Франкевич В.Ю., как у ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, по окончании пребывания в учреждении социального обслуживания возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Это право за ним было признано постановлением ФИО2 Миасского городского округа в июле 2010 года. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.

Суд считает, что защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот.

Из отзыва администратора бюджетных средств АДРЕС по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа - Министерства социальных отношений АДРЕС следует, что денежные средства на указанные цели по городским округам и муниципальным районам АДРЕС утверждены АДРЕС от ДАТА НОМЕР-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год», а именно в таблице 18 приложения НОМЕР «Распределение субвенций местным бюджетам на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2011 год». Миасскому городскому округу ежегодно выделяется субвенция из областного бюджета на осуществление названных государственных полномочий.

Учитывая, что Франкевич В.Ю. как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение о признании за ним права на внеочередное получение жилого помещения не отменено, незаконным не признано, суд считает, что требования прокурора о понуждении Администрации МГО предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение является обоснованным.

Доводы Администрации МГО о том, что предоставление Франкевич В.Ю. жилого помещения во внеочередном порядке будет нарушать права тех лиц, которые встали на учет ранее, суд не принимает во внимание, поскольку предоставление детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом (ст.57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Также суд не принимает во внимание довод Администрации МГО о том, что как в порядке очереди, так и во внеочередном порядке предоставляются жилые помещения по договорам социального найма только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Кроме того, судом исследован доход истца за последние 12 месяцев и установлено следующее.

Закон Челябинской области от 25.08.2005 № 400-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» устанавливает единый порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, а также признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 6 Закона Челябинской области от 25.08.2005 № 400-ЗО совокупный доход (далее - доход) семьи равен сумме размеров доходов каждого члена семьи или доходу одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный 12 месяцам, непосредственно предшествующим месяцу обращения в орган местного самоуправления с заявлением о признании малоимущими (далее - расчетный период). В сумму доходов включаются доходы, фактически полученные в расчетный период.

Среднемесячный доход семьи или одиноко проживающего гражданина исчисляется путем деления совокупного дохода семьи на число месяцев расчетного периода.

В ст. 7 Закона Челябинской области от 25.08.2005 № 400-ЗО указаны виды доходов, которые учитываются, а в ст. 8 доходы, которые не учитываются, при признании граждан малоимущими.

Согласно ст. 15 Закона Челябинской области от 25.08.2005 № 400-ЗО Органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если их доходы и стоимость имущества ниже размера дохода и стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного в Челябинской области.

Собранием депутатов Миасского городского округа Челябинской области 30.09.2005 года утверждено Решение № 7 «Об установлении размера дохода при признании граждан малоимущими», в котором установлен порог размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, исходя из потенциальной возможности приобретения гражданами жилого помещения по норме предоставления за счет собственных средств по следующим критериям:

1) средний период накопления средств на приобретение жилья принять равным среднему времени ожидания в очереди на получение жилья по договору социального найма - 10 лет (120 месяцев);

2) рыночная стоимость одного кв. м жилого помещения равна стоимости одного кв. м общей площади, установленной Госстроем России при расходовании бюджетных средств для Челябинской области;

3) порог стоимости имущества принять равным расчетному показателю рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилья на всех членов семьи;

4) размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи за исключением размера прожиточного минимума и стоимости имущества, не должен превышать расчетный показатель рыночной стоимости жилого помещения по норме предоставления 12 кв. м общей площади.

Согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 20.07.2011 г. № 262 прожиточный минимум для трудоспособного населения по Челябинской области составляет 6286 руб.

В данном случае доход истца за последние 12 месяцев меньше указанной суммы (л.д.83, 84, 85, 98, 100-103). Соответственно Франкевич В.Ю. может быть отнесен к категории малоимущих граждан в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно решению собрания депутатов Миасского городского округа № 6 от 29 августа 2008г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Миасского городского округа составляет не менее 12,0 и не более 18,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в отдельной квартире и не менее 7 и не более 18 кв.м. жилой площади жилого помещения на одного человека в коммунальной квартире.

В соответствии со ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика Администрацию Миасского городского округа по предоставлению жилого помещения Франкевич В.Ю. в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, действующими на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 12 кв.м. жилого помещения в отдельной квартире за счет средств бюджета Челябинской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Миасского городского округа предоставить во внеочередном порядке Франкевич Виктору Юрьевичу с составом семьи один человек жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 12 кв.м. жилого помещения в отдельной квартире за счет средств бюджета Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Миасский городской суд.

Председательствующий