Дело № 2-2393 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДАТА г. Миасс Миасский городской суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Григорьевой М.Б. при секретаре Ермолаевой Е.В. с участием прокурора Абрамова М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Миасса Челябинской области в интересах Дмитриева Ивана Игоревича к Администрации Миасского городского округа, Комитету по управлению имуществом Миасского городского округа о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор г.Миасса Челябинской области, действуя в интересах Дмитриева И.И., обратился в суд с иском к Администрации Миасского городского округа (далее Администрации МГО) с требованиями о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что Дмитриев И.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДАТА по ДАТА он обучался в профессиональном училище. Постановлением Главы Администрации Миассского городского округа НОМЕР от ДАТА Дмитриев И.И. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, однако жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено. Прокурор просит обязать Администрацию МГО предоставить Дмитриеву И.И. с составом семьи один человек во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 12 кв.м. жилого помещения в отдельной квартире либо не менее 14 кв.м. в коммунальной квартире. Определением суда в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом Миасского городского округа. В судебном заседании прокурор Абрамов М.С. настаивал на удовлетворении заявленных требований в части предоставления Дмитриеву И.И. с составом семьи один человек жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 12 кв.м. жилого помещения в отдельной квартире. Дмитриев И.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее в судебном заседании поддерживал требования прокурора о предоставлении ему жилого помещения общей площадью не менее 12кв.м. жилого помещения в отдельной квартире. Суду пояснил, что своего жилья не имеет, проживает на съемных квартирах. Представитель ответчика Администрации МГО в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просят дело рассмотреть в их отсутствие. В отзыве на иск указали, что с заявленными требованиями не согласны, поскольку для предоставления Дмитриеву И.И. жилого помещения вне очереди необходимо не только признание за ним права, но и признание его малоимущим. Предоставление Дмитриеву И.И. жилого помещения во внеочередном порядке будет нарушать права тех лиц, которые встали на учет ранее. Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом МГО в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причина неявки не известна. Ранее в судебных заседаниях представитель Зазуляк О.В. поддерживала позицию Администрации МГО. Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменном отзыве указали, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. На 2011г. из областного бюджета Миасскому городскому округу была выделена субвенция на обеспечение детей-сирот в размере 3690,4 тыс.руб. Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагающего иск подлежащим удовлетворению, исследовав все материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить. В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья во внеочередном порядке, предусматриваются федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Дополнительные гарантии прав, указанной категории детей на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Закон Челябинской области от 25.10.2007г. № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» в пункте 2 статьи 17 содержит норму, аналогичную ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ. Полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008г. № 273 утверждён «Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма» (далее - «Порядок»). Согласно «Порядку» дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления. Судом установлено, что Дмитриев Иван Игоревич родился ДАТА у гражданки ФИО3 (л.д.27). Отец ребенка записан со слов матери (л.д.31). Постановлением ФИО1 АДРЕС НОМЕР от ДАТА Дмитриев И.И. был определен в детский дом на полное государственное обеспечение в связи с тем мать мальчика лишена родительских прав. За несовершеннолетним была закреплена жилая площадь по адресу: АДРЕС. (л.д.11). ДАТА мать ФИО2 умерла (л.д.28). Распоряжением ФИО1 Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА отменен пункт 2 постановления ФИО1 города НОМЕР от ДАТА, которым за ФИО2 было закреплено жилое помещение и указано о необходимости обеспечить постановку несовершеннолетнего ФИО2 на учет в качестве лица, имеющего право на внеочередное получение жилья (л.д.10). С ДАТА по ДАТА ФИО2 обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище НОМЕР» и находился на полном государственном обеспечении (л.д.12). Постановлением ФИО1 МГО НОМЕР от ДАТА ФИО2 как лицо из числа детей-сирот признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди (л.д. 7). Все необходимые документы были предоставлены ФИО1 МГО, сформировано учетное дело (л.д. 21-33). В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. У Дмитриева И.И., как у ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, по окончании пребывания в учреждении социального обслуживания возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Администрация Миасского городского округа это право за Дмитриевым И.И. признала в ДАТА. Однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Суд считает, что защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот. Кроме того, как следует из отзыва администратора бюджетных средств Челябинской области по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа - Министерства социальных отношений Челябинской области, денежные средства на указанные цели по городским округам и муниципальным районам Челябинской области утверждены Законом Челябинской области от 30.11.2010г. № 19-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год», а именно в таблице 18 приложения № 12 «Распределение субвенций местным бюджетам на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2011 год». Миасскому городскому округу ежегодно выделяется субвенция из областного бюджета на осуществление названных государственных полномочий. Учитывая, что Дмитриев И.И. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение о признании за ним права на внеочередное получение жилого помещения не отменено, незаконным не признано, суд считает, что требования прокурора о понуждении Администрации МГО предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение является обоснованным. Доводы Администрации МГО о том, что предоставление Дмитриеву И.И. жилого помещения во внеочередном порядке будет нарушать права тех лиц, которые встали на учет ранее, суд не принимает во внимание, поскольку предоставление детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом (ст.57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Также суд не принимает во внимание довод Администрации МГО о том, что как в порядке очереди так и во внеочередном порядке предоставляются жилые помещения по договорам социального найма только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Согласно решению собрания депутатов Миасского городского округа № 6 от 29 августа 2008г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Миасского городского округа составляет не менее 12,0 и не более 18,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в отдельной квартире и не менее 7 и не более 18 кв.м. жилой площади жилого помещения на одного человека в коммунальной квартире. В соответствии со ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. При указанных обстоятельствах суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика Администрацию Миасского городского округа по предоставлению жилого помещения Дмитриеву И.И. в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, действующими на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 12 кв.м. жилого помещения в отдельной квартире за счет средств бюджета Челябинской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Миасского городского округа предоставить во внеочередном порядке Дмитриеву Ивану Игоревичу с составом семьи один человек жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, на территории Миасского городского округа Челябинской области, общей площадью не менее 12 кв.м. жилого помещения в отдельной квартире за счет средств бюджета Челябинской области. Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Миасский городской суд. Председательствующий: