иск о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги по нормативам потребления, обязании произвести перерасчет платы, компенсации морального вреда



Дело 2-1829/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г.Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю.,

при секретаре Минаевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовского Виктора Ивановича к Открытому акционерному обществу «Миассводоканал» о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги по нормативам потребления, обязании произвести перерасчет платы, компенсации морального вреда,

установил:

Максимовский В.И. обратился в суд с иском к ОАО «Миассводоканал» о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги по нормативам потребления, обязании произвести перерасчет платы, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что он является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС. В ДАТА он приобрел индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения. Счетчик был введен в эксплуатацию, о чем составлен акт. Срок службы водосчетчика 12 лет, однако несмотря на наличие исправного индивидуального прибора учета в ... он получил счет-извещение, согласно которому размер платы за холодное водоснабжение был исчислен в соответствии с нормативами потребления, без учета показаний водосчетчика. Сходным образом был исчислен и размер платы за водоотведение (канализацию). Истец неоднократно обращался в ОАО «Миассводоканал», ООО УК «ЖилКомСервис», Администрацию МГО, Прокуратуру, однако удовлетворительного ответа не получил. В конце ... истец получил ответ ОАО «Миассводоканал» в котором ответчик указал на невозможность удовлетворения его требований в связи с истечением срока очередной проверки водосчетчика ДАТА и предложил заменить прибор учета, либо провести его проверку в сторонней лицензированной организации. С таким решением он не согласен, считает его незаконным. Полагает, что обязанность по проверке индивидуального прибора учета холодного водоснабжения лежит на поставщике услуги – ОАО «Миассводоканал». Ответчик не исполнил свои обязанности, возложенные на него законом, чем причинил истцу убытки в виде излишнего начисления платы за холодное водоснабжение и водоотведение. Помимо материального ущерба истцу причинен и моральный вред. Просит признать незаконными действия ОАО «Миассводоканал» по начислению платы за холодное водоснабжение и водоотведение (каналиазию) в отношении двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС, исходя из нормативов потребления; обязать ОАО «Миассводоканал» произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение исходя из показаний индивидуального прибора учета холодного водоснабжения; взыскать с ОАО «Миассводоканал» в его пользу компенсацию морального вреда в сумме ..., судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме ..., расходы по оплате государственной пошлины в сумме ....

В последствии истец уточнил исковые требования, указал что просит обязать ОАО «Миассводоканал» произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение исходя из показаний индивидуального прибора учета холодного водоснабжения за период с ДАТА по ДАТА (л.д.84).

Определением Миасского городского суда от ДАТА к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Максимовская В.А.

В судебном заседании истец Максимовский В.И. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснил, что в соответствии со ст.543 ГК РФ в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.

Представитель ответчика ОАО «Миассводоканал» Высогорец В.В. в судебном заседании считает исковые требования не обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 80-81), считает, что начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение производилось в соответствии с действующим законодательством РФ.

Третье лицо Максимовская В.А. считает исковые требования обоснованными по основаниям, приведенным истцом.

Представитель третьего лица ООО «ЖилКомСервис» в судебное заседание не явился, причина не известна, о месте и времени судебного заседания извещены.

Представитель третьего лица МУП «Расчетный центр» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены, представили письменный отзыв на исковое заявление (л.л.31) в котором указали, что считают исковые требования не обоснованными. Расчет и начисление платы за услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» производится МУП «РЦ» от имени и по поручению ОАО «Миассводоканал» на основании агентского договора. Начисление платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по квартире по АДРЕС производится по установленным нормативам потребления в связи с истечением срока поверки индивидуального прибора учета холодной воды.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав все материалы дела, суд считает, что настоящий иск удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что Максимовскому В.И. и Максимовской В.А. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: АДРЕС, что подтверждено договором приватизации от ДАТА (л.д.21), справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» (л.д.95), в Управлении Росреестра по Челябинской области сведения о зарегистрированных правах на квартиру отсутствуют (л.д.29).

В квартире по указанному адресу проживают Максимовский В.И. и Максимовская В.А., что видно из поквартирной карточки (л.д.48) и подтверждено пояснениями истца в судебном заседании.

ДАТА в квартире по адресу: АДРЕС по итогам осмотра и проверки допущен в эксплуатацию и опломбирован счетчик холодной воды НОМЕР, заводской номер НОМЕР, дата очередной поверки ДАТА, что следует из акта допуска в эксплуатацию НОМЕР (л.д.11).

Из представленного паспорта счетчика холодной воды крыльчатого НОМЕР, заводской номер НОМЕР (л.д.10). видно, что срок службы счетчика установлен 12 лет (п.2.3), а периодичность поверки – 6 лет (п.7.2). В паспорте имеется отметка о дате его поверки – ДАТА, заверенная подписью и оттиском клейма госповерителя.

В период с ДАТА по ДАТА начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение по квартире истца производилось с учетом показаний счетчика, за ДАТА начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение начисляется истцу с учетом нормативов потребления на 2 человека, лицевой счет открыт на Максимовскую В.А., что видно из представленных счет-квитанций (л.д.6-9), истории начислений и платежей (л.д.32-44, 49-58).

Максимовский В.И. обращался в Прокуратуру г.Миасса, ООО «ЖилКомСервис», ОАО «Миассводоканал» с просьбой о перерасчете оплаты с учетом показаний счетчика (л.д.13-15).

Как следует из ответа ОАО «Миассводоканал» (л.д.16) в начислении платы за услуги водоснабжения и водоотведения по показаниям индивидуального прибора учета истцу отказано в связи с истечением срока поверки счетчика.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 Правил. Подпунктом "б" пункта 19 Правил закреплено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, согласно которому исчисление платы осуществляется исходя из: количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); норматива потребления холодной воды в месяц на одного человека (куб. м); тарифа на холодное водоснабжение (руб./куб. м).

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой правила о договоре электроснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. При этом в силу положений статьи 3 названного Кодекса, под законами понимаются федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, непосредственно федеральным законом установлено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Нельзя признать обоснованным и довод заявителя о том, что истечение срока поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления. Как уже отмечено, законом регламентировано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и, следовательно, свидетельствует о законности оспариваемой нормы Правил о расчетах в таких случаях исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При этом в силу пункта 32 Правил в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

Пункт 31 Правил согласуется и с положениями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Так, согласно части 1 статьи 13 данного Федерального закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Из части 3 статьи 1 указанного Федерального закона следует, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются в том числе при осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров.

В свою очередь, из содержания перечня средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250, усматривается, что средства измерений расхода холодной и горячей воды, применяемые при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами, относятся к сфере осуществления торговли и товарообменных операций, выполнения работ по расфасовке товаров.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч.2 ст. 543 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с п. 14 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", утвержденного Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, договор на эксплуатацию прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

1) предмет договора;

2) цена договора;

3) порядок расчетов по договору;

4) место установки прибора учета;

5) сроки и порядок обслуживания, в том числе периодичность осмотров приборов учета и проверки готовности прибора учета к эксплуатации (после перерыва в его работе);

6) обязательства заказчика по информированию исполнителя о планируемых изменениях в состоянии сетей и энергопринимающего оборудования заказчика, способных повлиять на возможность исполнения договора исполнителем, а также на работу прибора учета.

В силу п.3 выше указанного Порядка договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы,

Согласно п.7-11 Порядка для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку. Исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня ее получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

С учетом анализа норм приведенных выше законов и иных правовых актов, видно, что действующим законодательством обязанность по проведению поверки приборов учета на поставщика энергетических ресурсов не возложена.

Как следует из отзыва по иску ОАО «Миассводоканал» (л.д.80-81) ответчик не имеет метрологической службы, аккредитованной на проведение поверки индивидуальных приборов учета и не может осуществлять деятельность по поверке таких приборов.

В судебном заседании истец Максимовский В.И. пояснил, что он в ОАО «Миассводоканал» с заявкой на заключение договора на эксплуатацию прибора учета не обращался.

Обязательность производства поверки приборов учета установлена Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным Приказом Госстандарта России от 18.07.94 N 125.

В соответствии с положениями названного порядка средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц. Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению. Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается "Свидетельство о поверке".

Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы. Конкретные перечни средств измерений, подлежащих поверке, составляют юридические и физические лица - владельцы средств измерений.

Перечни средств измерений, подлежащих поверке, направляют в органы Государственной метрологической службы.

Юридические и физические лица, использующие их в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку. Доставку средств измерений на поверку обеспечивают юридические и физические лица - владельцы средств измерений. Средства измерений сдаются на поверку в органы Государственной метрологической службы под расписку.

Таким образом, доводы истца Максимовского В.И. о том, что обязанность по проведению периодической поверки прибора учета возложена на поставщика энергоресурса - ОАО «Миассводоканал» не основаны на законе.

Поскольку срок очередной поверки счетчика холодной воду НОМЕР, установленного в квартире истца наступил ДАТА, а очередная поверка прибора учета истом в 30 дневный срок с указанной даты не проведена, начисление истцу с января 2012 года оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормативами потребления является правомерным.

Решением собрания депутатов Миасского городского округа от ДАТА НОМЕР установлен норматив потребления по холодному водоснабжению – 5,4 м3/чел., по водоотведению 9 м3/чел. (л.д.96-97).

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Доказательств совершения ответчиком действий, нарушающих личные неимущественные права Максимовского В.И. суду не представлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ОАО «Миассводоканал» денежной компенсации морального вреда в размере ... рублей у суда не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования Максимовского В.И. к ОАО «Миассводоканал» о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги по нормативам потребления, обязании произвести перерасчет платы за период с ДАТА по ДАТА, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку суд полагает в удовлетворении исковых требований Максимовскому В.И. отказать, требования истца о взыскании с ответчика расходов по составлению искового заявления в сумме ... руб., удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче иска была уплачена госпошлина в сумме ... руб. Так как в удовлетворении исковых требований Максимовскому В.И. отказано, понесенные им расходы по уплате государственной пошлины, возмещению за счет ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Максимовского Виктора Ивановича к Открытому акционерному обществу «Миассводоканал» о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги по нормативам потребления, обязании произвести перерасчет платы за период с ДАТА по ДАТА, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд.

Председательствующий: