№2-349/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гор. Мглин 21 октября 2010 года
Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Черномаз А.Д. с участием:
заместителя прокурора Мглинского района Петрова А.А.,
представителя ответчика <адрес> <адрес> Милица О.В.,
представителя ответчика - муниципального образовательного учреждения (МОУ) «<адрес>» Ковалевой Л.В.,
представителя ОГПН по <адрес> Казеко А.Н.,
при секретаре Шурухо Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> <адрес> и муниципальному образовательному учреждению «<адрес>» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к <адрес> <адрес> и МОУ «<адрес>» о понуждении к совершению действий по выполнению мер противопожарной безопасности в зданиях образовательного учреждения, расположенного в <адрес>, а именно: выполнить проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения образовательного учреждения, привести геометрические размеры эвакуационных выходов из здания школы в соответствие с действующими требованиями, обеспечить предел огнестойкости лестничных маршей и площадок лестниц здания и помещений школы не менее R45.
В судебном заседании заместитель прокурора Петров А.А., в связи с добровольным выполнением части мер пожарной безопасности, поддержал исковые требования только по возложению на ответчиков обязанности по обеспечению предела огнестойкости лестничных маршей и площадок лестниц школы не менее R45. Поскольку она выполнена из горючих материалов.
Представитель ответчика <адрес> <адрес> Милица О.В. измененные исковые требования прокурора не признал, поскольку уровень обеспечения безопасности людей в случае пожара в школе соблюден, о чем имеется соответствующее заключение ООО «<адрес>», и подписан акт готовности школы к учебному году без замечаний. Установка в школе вместо деревянной лестницы металлической или железобетонной не представляется возможной в силу конструктивных особенностей здания школы, которое было построено в 60-х годах.
Представитель ответчика МОУ «<адрес>» Ковалева Л.В. иск прокурора признала частично, и подтвердила показания, данные ею в предыдущем судебном заседании, из которых следует, что выявленные ОГПН в ходе проверки нарушения были ими устранены. Лестница между первым и вторым этажом школы выполнена из дерева, однако установить железобетонную лестницу с соблюдением всех требований нельзя из-за конструктивных особенностей здания. Деревянная лестница не представляет угрозы жизни и здоровью школьников. Поэтому считает, что нарушений пожарной безопасности в школе в настоящее время не имеется.
Представитель ОГПН по <адрес> Казеко А.Н. пояснил в судебном заседании, что в ДД.ММ.ГГГГ ОГПН была проведена проверка <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения пожарной безопасности. К настоящему времени часть нарушений устранено, однако лестница в школе выполнена из дерева, что не соответствует требованиям пожарной безопасности. Поэтому данное нарушение необходимо устранить, независимо от того, что проведена оценка уровня обеспечения пожарной безопасности людей и имеется акт проверки готовности школы к учебному году. Ответчикам необходимо обратиться в специализированное учреждение по поводу способа решения вопроса по лестнице.
Суд, заслушав заместителя прокурора, представителей ответчиков и ОГПН, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему выводу.
Согласно положению ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положению ст. 32 Закона РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и невыполнение функций, отнесенных к компетенции образовательного учреждения.
В соответствии с положением ч. 2 ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу ст. 31 данного Закона, органы местного самоуправления обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Статья 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон, акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности \л.д.№\, в помещениях МОУ «<адрес>» в период проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ были установлены нарушения пожарной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в данных помещениях, а именно не была выполнена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения школы, геометрические размеры эвакуационных выходов здания не соответствовали действующим требованиям, эвакуационные лестницы со второго этажа здания школы выполнены из горючих материалов и не обеспечен предел огнестойкости лестничных маршей и площадок лестниц не менее R45.
В настоящее время часть нарушений ответчиками устранена, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № \л.д.№\, определением уровня обеспечения безопасности людей в случае пожара \л.д. №\.
Кроме того, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ образовательное учреждение было признано готовым к новому учебному году \л.д.№\.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в кирпичном здании школы между первым и вторым этажом имеется деревянная лестница, которая после проведенной проверки не подвергалась, с целью соблюдения норм пожарной безопасности, какой-либо реконструкции, обработке или иному изменению её горючести.
Согласно таблицы 21 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ, предел огнестойкости строительных конструкций лестничных клеток (маршей и лестничных площадок) должен быть не менее R 45.
Требования раздела 6 «СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара. Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.
Согласно п. 6.9 СНиП 21-01-97, выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений любого этажа, кроме первого, непосредственно в лестничную клетку.
Пункт 6.29 СНиП 21-01-97 предъявляет определенные требования к лестничным маршам и площадкам, предназначенным для эвакуации людей.
Таблица 4 СНиП 21-01-97 предусматривает, что здания, имеющие третью степень огнестойкости, должны иметь марши и лестничные площадки с пределом огнестойкости не менее R45.
Поскольку в судебном заседании установлено, что эвакуационная лестница со второго этажа школы выполнена из горючих материалов, то она не соответствует требованиям пожарной безопасности, что, в свою очередь, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в школе, в случае возникновения пожара.
Оценка уровня обеспечения пожарной безопасности людей, установленная ООО «<адрес>», предусматривает только лишь соблюдение нормы расчетного времени для покидания здания школы в случае пожара. При этом, должно быть соблюдено условие, что в здании применяются незадымляемые лестничные клетки. Однако, как установлено судом, непосредственно сама лестница выполнена из материалов, поддерживающих горение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков о нецелесообразности финансирования затрат на устранение данного нарушения требований пожарной безопасности, суд признает не состоятельными, поскольку в данном случае нарушаются права граждан, гарантированные Конституцией РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
<адрес> и муниципальному образовательному учреждению «<адрес>» <адрес> обеспечить предел огнестойкости лестничных маршей и площадок в помещении <адрес> не мене R45.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья Черномаз А.Д.