Постановка на учёт бесхозяйного скотомогильника



№2-501/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

гор. Мглин 16 декабря 2010 года

Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Черномаз А.Д. с участием:

помощника прокурора Мглинского района Борисенко С.В.,

представителя соответчика <данные изъяты>» Марухленко С.М.,

при секретаре Шурухо Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мглинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Мглинского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мглинского района обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Мглинского муниципального района о понуждении к совершению действий по постановке на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесхозяйного скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории <данные изъяты> сельского поселения около с. <адрес> Мглинского района Брянской области в 0.8 км от фермы бывшего СПК «<данные изъяты>».

В судебном заседании помощник прокурора Мглинского района Борисенко С.В. исковые требования поддержал и пояснил, что скотомогильник, расположенный около с. <данные изъяты> Мглинского района, находится в неудовлетворительном состоянии, не имеет собственника, контроль за его состоянием никем не осуществляется, что создает постоянную опасность для здоровья населения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к вопросам местного самоуправления участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, согласно требованиям ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 04.12.1995г. Минсельхозом РФ, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников возлагается на местную администрацию, либо руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. В соответствии со ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом местного самоуправления, на территории которого они находятся, а по истечении года со дня постановки на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества, ответчик обращается в суд с требованием о признании имущества муниципальной собственностью.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Привлеченный судом представитель соответчика <данные изъяты> « Марухленко С.М. пояснил, что СПК «<данные изъяты>» ликвидирован на основании собрания членов СПК. Он является главой <данные изъяты>». <данные изъяты> приобрело в СПК «<данные изъяты>» часть хозяйственных построек, расположенных на территории <данные изъяты> Земельные участки в <данные изъяты> переданы собственниками на правах аренды. Спорный скотомогильник не состоит у него на балансовом учете и земельный участок, на котором расположен скотомогильник, не находится в его пользовании. Поэтому считает, что исковые требования прокурора к администрации сельского поселения законны и обоснованы.

Представитель третьего лица ГУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела третье лицо уведомлено надлежащим образом. Заявлений о причине неявки в судебное заседание не поступило.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя соответчика, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему выводу.

Статьи 41 и 42 Конституции РФ гарантируют каждому право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, около с. <данные изъяты> Мглинского района Брянской области в 0.8 км от фермы бывшего СПК «<данные изъяты>» находится скотомогильник, который не имеет собственника, является бесхозяйным и находится в неудовлетворительном состоянии. Данные обстоятельства подтверждаются ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник \л.д.5\, уведомлением Мглинского отдела Управления Росреестра по Брянской области \л.д.8\, информацией ГУ «<данные изъяты>» \л.д.11-12\, совместной справкой прокуратуры и ГУ «<данные изъяты>» \л.д.13-15\, справкой <данные изъяты>» \л.д.21\.

Имеющееся на территории <данные изъяты> муниципального образования Мглинского муниципального района Брянской области место захоронения биологических отходов на балансе администрации сельского муниципального образования не состоит.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действительно бесхозяйный скотомогильник представляет определенную угрозу для здоровья населения.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией прокурора о том, что именно администрация сельского муниципального образования обязана принимать меры по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника. Также ссуд считает неверной ссылку прокурора в обоснование своих доводов на положение ст. 225 ГК РФ, которой предусмотрено признание бесхозяйной недвижимой вещи муниципальной собственностью.

Так, в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Ссылка прокурора в обоснование своих доводов на положения п. 6.10 Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, является несостоятельной, поскольку п. 6.10 Правил свидетельствует только о том, что за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Статья 225 ГК РФ предполагает, что постановка органом местного самоуправления на учет бесхозяйного объекта недвижимости влечет за собой такое юридическое последствие, как обращение в суд с требованием о признании данного объекта недвижимости муниципальной собственностью.

Поэтому постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимости имеет своей целью в дальнейшем признание его муниципальной собственностью.

Однако определением Верховного Суда РФ от 13.06.2006 N КАС06-193 «О частичной отмене решения Верховного Суда РФ от 11.04.2006 N ГКПИ06-139 и признании частично недействующим пункта 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469» признано недействующим содержащееся в пункте 6.1 утвержденных 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" положение, в соответствии с которым скотомогильники и биотермические ямы, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории Осколковского муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Также, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления не предусматривает.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника <данные изъяты> муниципальному образованию Мглинского муниципального района Брянской области не передавались.

Таким образом, суд приходит к вводу, что требования прокурора о возложении на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Мглинского муниципального района Брянской области обязанности по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника (биотермической ямы) не обоснованы, не основаны на законе и поэтому не подлежат удовлетворению.

На основании руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Мглинского района Брянской области оставить без удовлетворения.

Решение изготовлено 17 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Черномаз А.Д.