Решение по заявлению Брянского природоохранного прокурора



2-485/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мглин «17» ноября 2010 года.

Мглинский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Рудиковой Н.В.,

с участием помощника прокурора Мглинского района Артюховой Ю.А.,

представителя Ветлевской сельской администрации муниципального образования «Ветлевское сельское поселение» Пимаховым Н.П.,

при секретаре Степыко В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Ветлевское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,

У с т а н о в и л:

Брянский природоохранный прокурор обратился с заявлением в Мглинский районный суд Брянской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области по организации сбора и вывоза отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах Ветлевского сельского поселения, а так же обязать администрацию Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании представитель заявителя Артюхова Ю.А. заявленные требования поддержала, суду пояснил, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области с привлечением специалистов контролирующих санитарных и природоохранных органов проверкой установлено, что по состоянию на 14 сентября 2010 года на территории Ветлевского сельского поселения Мглинского муниципального района Брянской области числится 13 населённых пунктов: Ветлевка, Курчичи, Велюханы, Зайцовка, Заречье, Дивовка, Ясная Поляна, Михайловка, Селянка, Степной, Подгаево, Портники.

На протяжении длительного времени, в этих местах проживания граждан, происходит образование и накопление бытовых отходов и мусора. Полигоны и свалки, т.е. места складирования и хранения бытовых отходов, а также временные места хранения отходов, отвечающие санитарным и природоохранным нормам и правилам в населенных пунктах поселения, отсутствуют. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами складируются без учета требований природоохранного и санитарного законодательства – вывозятся самовывозом населением на самовольные свалки, либо сжигаются.

Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровья жителей поселения и другим гражданам, органы местного самоуправления – Ветлевское сельское поселение Мглинского муниципального района Брянской области не принимают мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке.

Население населенных пунктов Ветлевского сельского поселения утилизирует отходы самостоятельно, размещая их в неустановленных местах-свалках, либо сжигая.

В нарушение ст. ст. 7, 14 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до настоящего времени, в установленном законом порядке, администрацией Ветлевского сельского поселения не организован в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории всех населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. ст. 1,3 и 8 ФЗ « Об отходах производства и потребления» отходы производства – остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также продукция, утратившая свои потребительские свойства.

Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасностью) и представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержания благоприятного состояния окружающей природной среды.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьями 7, 14 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Отходы производства подлежат обеззараживанию и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Запрещается:

- сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарках, курортных, лечебно – оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Статьями 8, 14 и 22 ФЗ «о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4.3 и 4.4. санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.1.7.1322-03) размещение объекта складирования отходов производства и потребления не допускается:

- на территории I, II, и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;

- во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;

- в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно- оздоровительных учреждений;

- рекреационных зонах;

- в местах выклинивания водоносных горизонтов;

- в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.

Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно – эпидемиологический безопасности населения на весь период их эксплуатации, и после закрытия.

Согласно объяснения инспектора Ветлевской сельской администрации Улезько П.И. от 14.09.2010 года, вывоз бытовых отходов осуществляется на территорию районной свалки, расположенной в 1-м км. от д. Ветлевка Мглинского района.

Согласно письма комитета природопользования и охраны окружающей среды Брянской области от 28.01.2009 года № 127-04-КП на территории сельских населенных пунктов области образуются отходы 4-5 классов опасности.

Нарушения требований законодательства по обращению отходов производства и потребления приводит к образованию несанкционированных свалок и в итоге к загрязнению атмосферного воздуха, загрязнению почв, поверхностных и подземных водных источников.

Письмом Управления Роспотребнадзора по Брянской области от 27.01.2009 года № 331 также подтверждено, то, что образующиеся на территориях сельских населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классам опасности. В большинстве сельских населенных пунктов утилизация и переработка отходов не организована. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень её бактериального загрязнения.

Нарушения санитарных норм и правил при обращении бытовых отходов и мусора в сельских населенных пунктах Ветлевского сельского поселения может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 5.33 и п. 5.38 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами…» объекты размещения отходов – полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Сбор отходов – деятельность, связанная с изъятием отходов в течении определённого времени из мест образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Транспортирование отходов – деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и уничтожения.

Бездействие администрации Ветлевского сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения, способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как прямому влиянию бытовых отходов и мусора, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Поскольку нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства создает постоянную опасность для здоровья населения, находящегося на территории поселения этим нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья, предусмотренные с. 41 Конституции Российской Федерации.

Представитель администрации Ветлевского сельского поселении Пимахов Н.П. заявленные требования Брянского природоохранного прокурора признал, суду пояснил, что 11 января 2010 года между администрацией Ветлевского сельского поселения и МУП ЖКХ г. Мглин заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов с населенных пунктов Ветлевского сельского поселения. Однако вывоз твердых бытовых отходов с населенных пунктов Ветлевского сельского поселения в настоящее время не осуществляется, так как не введен в действие полигон бытовых отходов.

Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Унечском, Мглинском, Стародубском и Суражском районах Мушаков С.А. не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель комитета по охране окружающей среды и природопользования Брянской области, будучи надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился и не уведомил суд о невозможности своей явки.

Заслушав стороны, представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Унечском, Мглинском, Стародубском и Суражском районах, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что на территории Ветлевского сельского поселения Мглинского муниципального района Брянской области числится 13 населённых пунктов: Ветлевка, Курчичи, Велюханы, Зайцовка, Заречье, Дивовка, Ясная Поляна, Михайловка, Селянка, Степной, Подгаево, Портники.

На протяжении длительного времени, в этих местах проживания граждан, происходит образование и накопление бытовых отходов и мусора.

Полигоны и свалки, т.е. места складирования и хранения бытовых отходов, а также временные места хранения отходов, отвечающие санитарным и природоохранным нормам и правилам в населенных пунктах поселения, отсутствуют. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами складируются без учета требований природоохранного и санитарного законодательства – вывозятся самовывозом населением на самовольные свалки, либо сжигаются.

Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровья жителей поселения и другим гражданам, органы местного самоуправления – Ветлевского сельское поселение Мглинского муниципального района Брянской области не принимают мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке.

В нарушение ст. ст. 7, 14 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до настоящего времени, в установленном законом порядке, администрацией Ветлевского сельского поселения не организован в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории всех населенных пунктов сельского поселения.

В соответствии со ст. ст. 1,3 и 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства это остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также продукция, утратившая свои потребительские свойства.

Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасностью) и представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 5.33 и п. 5.38 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами…» к объектам размещения отходов относятся полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Сбор отходов это деятельность, связанная с изъятием отходов в течении определённого времени из мест образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Транспортирование отходов это деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и уничтожения.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Пленумом Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственный и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Таким образом, бездействие администрации Ветлевского сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах данного сельского поселения, способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как прямому влиянию бытовых отходов и мусора, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать администрацию Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области по организации сбора и вывоза отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах Ветлевского поселения.

Обязать администрацию Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, располагающихся на территории Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Брянский областной суд.

Судья Мглинского районного суда

Брянской области Н.В. Рудикова