2-166
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Мглин «17» мая 2011 г.
Мглинский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Зайцева А.Я.
с участием помощника прокурора Мглинского района Брянской области Борисенко С.В.,
при секретаре Кондрат Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям прокурора Мглинского района Брянской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Мглинская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Мглинская ЦРБ») об исполнении комплекса мер пожарной безопасности в зданиях и помещениях Новочешуйковского и Католинского фельдшерско-акушерских пунктов, Молодьковской амбулатории,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился в суд с данными заявлениями, указав следующее.
Прокуратурой района совместно с отделением государственного пожарного надзора по Мглинскому району проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов в Новочешуйковском и Католинском фельдшерско-акушерском пунктах, Молодьковской амбулатории соответственно по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения требований противопожарной безопасности.
В соответствии с Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) здания и сооружения (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации.
Согласно п.34 ППБ 01-03 системы автоматической пожарной сигнализации должны находиться в исправном состоянии.
В нарушении требований п.1 ст.151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ), а также п.34 ППБ 01-03 и табл.1 п.9 НПБ 110-03 помещения Новочешуйковского и Католинского фельдшерско-акушерских пунктов, Молодьковской амбулатории не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями нормативных документов.
В нарушение требований п.1 ст.151 ФЗ от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ, п.3 ППБ 01-03, табл.2 п.11 НПБ 104-03 помещения Новочешуйковского и Католинского фельдшерско-акушерских пунктов, Молодьковской амбулатории не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара.
В соответствии с ППБ 01-03 здания общественного административно-бытового назначения (вне зависимости от площади и этажности за исключением здания 5 степени огнестойкости), отнесены к зданиям, в которых в обязательном порядке должна производиться обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердака (стропил и обрешетки).
В нарушение требований п.1 ст.151 ФЗ от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ, п.3 ППБ 01-03, п.7.12 СНиП 21.01-97 пропитка деревянных конструкций чердачных помещений Молодьковской амбулатории огнезащитным составом не произведена, подтверждающих документов не имеется.
Не выполнение указанных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва или последствий террористического акта.
Следовательно, нарушение приведенных положений ППБ 01-03 угрожает нарушением прав неопределённого круга граждан, посетителей (пациентов медицинского учреждения, обслуживающего персонала), пребывающих в зданиях фельдшерско-акушерских пунктах и амбулатории, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со ст.18 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью людей и исполнения ППБ 01-03, СНиП 21.01-97, НПБ 110-03, НПБ 104-03 выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности должны быть устранены.
Статьёй 1 ППБ 01-03 установлено, что требования пожарной безопасности - это обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 15 Закона Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области» №58-З от 5 октября 2000 г. установлено, что медицинскую помощь населению Брянской области оказывают медицинские учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) учреждение финансируется собственником полностью или частично.
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несёт собственник соответствующего имущества.
Согласно п.1.2 Устава ГБУЗ «Мглинская ЦРБ» собственником имущества (учредителем) ГБУЗ «Мглинская ЦРБ» является администрация Брянской области.
Нарушение положений Правил пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого числа лиц.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Просил обязать ГБУЗ «Мглинская ЦРБ», администрацию Брянской области исполнить комплекс мер пожарной безопасности в здании и помещениях Новочешуйковского и Католинского фельдшерско-акушерских пунктов, Молодьковской амбулатории, а именно: произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения в соответствии с требованиями нормативных документов и, кроме того, в здании и помещениях Молодьковской амбулатории произвести обработку деревянных конструкций чердачных помещений здания огнезащитным составом.
По ходатайству прокурора ненадлежащий ответчик – администрация Брянской области заменена на надлежащего – Департамент здравоохранения Брянской области.
В судебном заседании помощник прокурора Борисенко С.В. поддержал заявление, от требования к Департаменту здравоохранения Брянской области отказался.
Производство по требованию к Департаменту здравоохранения Брянской области прекращено.
Представители ГБУЗ «Мглинская ЦРБ», Департамента здравоохранения Брянской области, извещённых о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в его отсутствие не просили.
В соответствии с ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Заслушав помощника прокурора Борисенко С.В., исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и усматривается их материалов дела, в ходе проверки соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов в Новочешуйковском ФАП, Католинском ФАП, Молодьковской амбулатории соответственно по адресам: <адрес>, <адрес>, проведенной прокуратурой Мглинского района совместно с отделением государственного пожарного надзора по Мглинскому району, выявлены нарушения требований противопожарной безопасности.
Согласно п.16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
В нарушении требований п.1 ст.151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ), а также п.34 ППБ 01-03 и табл.1 п.9 НПБ 110-03 помещения Новочешуйковского и Католинского фельдшерско-акушерских пунктов, Молодьковской амбулатории не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями нормативных документов.
В нарушение требований п.1 ст.151 ФЗ от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ, п.3 ППБ 01-03, табл.2 п.11 НПБ 104-03 помещения Новочешуйковского и Католинского фельдшерско-акушерских пунктов, Молодьковской амбулатории не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара.
В соответствии с ППБ 01-03 здания общественного административно-бытового назначения (вне зависимости от площади и этажности за исключением здания 5 степени огнестойкости), отнесены к зданиям, в которых в обязательном порядке должна производиться обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердака (стропил и обрешетки).
В нарушение требований п.1 ст.151 ФЗ от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ, п.3 ППБ 01-03, п.7.12 СНиП 21.01-97 пропитка деревянных конструкций чердачных помещений Молодьковской амбулатории огнезащитным составом не произведена.
Не выполнение указанных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва или последствий террористического акта.
Следовательно, нарушение приведенных положений ППБ 01-03 угрожает нарушением прав неопределённого круга граждан, посетителей (пациентов медицинского учреждения, обслуживающего персонала), пребывающих в зданиях фельдшерско-акушерских пунктах и амбулатории, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со ст.18 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Нарушение положений Правил пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого числа лиц.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью людей и исполнения ППБ 01-03, СНиП 21.01-97, НПБ 110-03, НПБ 104-03 выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности должны быть устранены.
Согласно абзацу шестому п.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно п.1.2 Устава ГБУЗ «Мглинская ЦРБ» собственником имущества (учредителем) Учреждения является Брянская область.
Как следует из п.1.6 Устава ГБУЗ «Мглинская ЦРБ» учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закреплённым за Учреждением собственником имущества, так и приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за Учреждением собственником этого имущества или приобретённого учреждением за счёт выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества.
Собственник имущества не несёт ответственности по обязательствам учреждения.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению, обязанность исполнить комплекс мер пожарной безопасности в полном объёме должна быть возложена на ГБУЗ «Мглинская ЦРБ».
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Согласно подп.9 п.1 ст.333-36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту неопределённого круга лиц.
Муниципальным бюджетным учреждениям этот же закон не предоставляет льгот при обращении в суды общей юрисдикции, следовательно, государственная пошлина, от которой в силу закона освобождён прокурор, подлежит взысканию в федеральный бюджет с ГБУЗ «Мглинская ЦРБ».
В силу подп.3 п.1 ст.333-19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера в суды общей юрисдикции физические лица уплачивают государственную пошлину в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 и 338 ГПК РФ,
р е ш и л:
заявления удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мглинская центральная районная больница» исполнить комплекс мер пожарной безопасности в зданиях и помещениях Новочешуйковского и Католинского фельдшерско-акушерских пунктов, Молодьковской амбулатории, расположенных соответственно по адресам: <адрес>, <адрес> а именно:
произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями нормативных документов;
произвести монтаж системы оповещения в соответствии с требованиями нормативных документов;
В здании и помещениях Молодьковской амбулатории произвести обработку деревянных конструкций чердачных помещений здания огнезащитным составом.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Мглинская центральная районная больница» в федеральный бюджет судебные расходы в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья