№2-323\2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации гор. Мглин 26 июля 2011 года Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Черномаз А.Д., с участием: помощника прокурора Мглинского района Артюховой Ю.А., представителя ответчика администрации Новоромановского сельского поселения Мглинского района Брянской области Коноплина О.П., при секретаре Шурухо Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мглинского района в интересах неопределенного круга лиц к Новоромановской сельской администрации Новоромановского сельского поселения Мглинского района Брянской области о понуждении к совершению действий и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Мглинского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новоромановского сельского поселения Мглинского район о понуждении к совершению действий по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооруженик (далее ГТС), расположенное на ручье без названия в <адрес>, поскольку бесхозяйный объект недвижимости представляет опасность для граждан и нарушает их права, предусмотренные Конституцией и действующим законодательством. В судебном заседании помощник прокурора района Артюхова Ю.А. заявленные исковые требования поддержала и пояснила, что при проведении прокуратурой Мглинского района проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений, установлено, что на территории Новоромановского сельского поселения в <адрес> на безымянном ручье находится бесхозяйное ГТС, контроль за состоянием и сохранностью которого отсутствует. В связи с этим под угрозой находятся права граждан на благоприятную окружающую среду и безопасность. Представитель ответчика администрации Новоромановского сельского поселения Коноплин О.П. пояснил суду, что в настоящее время администрацией района заключен договор с <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты> по инвентаризации бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории района, в том числе и на территории Новоромановского сельского поселения, для последующей постановки их на учет. Специалисты указанной организации провели обследование и замер ГТС в <адрес>. После проведения инвентаризационных работ, указанное ГТС ими будет поставлено на учет в учреждении юстиции. Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором исковых требований по нижеследующим основаниям. Конституция РФ гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 11Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, на территории Новоромановского сельского поселения в <адрес> на ручье без названия имеется гидротехническое сооружение в виде плотины из земляной насыпи, по которой осуществляется проезд транспортных средств, выброс воды - автоматический закрытый трубчатый с башенным оголовком \л.д.7\. Указанное гидротехническое сооружение не имеет собственника и является бесхозяйным \л.д.5-6,10\. Статья 9Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 27.07.2010) «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает определенные требования по эксплуатации ГТС, а именно на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию возложены обязанности: -обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; -обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения -обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; -развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; -поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; -финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Кроме того, собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) Таким образом, отсутствие собственника у гидротехнического сооружения влечет за собой неисполнение мер по безопасности ГТС, контролю за его техническим состоянием, финансовому обеспечению, организации эксплуатации, что не исключает возможности возникновения чрезвычайной ситуации, и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-фз «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относит, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004), на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет указанного объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Согласно Положению «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.09.2009г. №457 (ред. от 28.05.2011), государственный кадастровый учет недвижимого имущества в настоящее время осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а на территории Брянской области - Управление Федеральной службы. Таким образом, ответчик, в соответствии с вышеприведенными требованиями закона, обязан был принять меры по постановке на учет в органе, ведающем государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесхозяйного гидротехнического сооружения. Однако требование закона ответчиком не исполнено, поэтому суд, удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, возлагает на ответчика обязанность обратиться с заявлением о постановке на учет данного объекта недвижимости, как бесхозяйного. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Мглинского района удовлетворить. Возложить на администрацию Новоромановского сельского поселения Мглинского района Брянской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области) с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного на ручье без названия в <адрес>. Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения. Судья Черномаз А.Д.