№2-330\2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации гор. Мглин 28 июля 2011 года Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Черномаз А.Д., при секретаре Шурухо Т.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Ремстройсервис» <адрес> о возложении обязанности по обеспечению противопожарных требований, УСТАНОВИЛ: Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Ремстройсервис» <адрес> о возложении обязанности внесения изменений в проект освоения лесов на лесной участок в <адрес> в части установления и проектирования норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами, а именно включению в проект: 1-й единицы лесопатрульной пожарной автомашины, 1-й единицы воздуходувки, 10-ти единиц ранцевых огнетушителей, 5-ти единиц зажигательных аппаратов. В судебное заседание представитель Брянской природоохранной прокуратуры не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя природоохранной прокуратуры. Заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме. Представитель ответчика директор ООО «Ремстройсервис» Кузиков Д.В. обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявленными исковыми требованиями согласен, изменения в проект освоения лесов им будут внесены до 01. 11.2011 года. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора по следующим основаниям. В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов государства и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Конституция РФ гарантирует каждому признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, а также право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 Конституции РФ). В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. Статья 52 ЛК РФ предусматривает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. В силу ст. 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Указанные положения закреплены и в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 05.05.2011), которым были утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Согласно ст. 53.1 ЛК РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Как установлено в судебном заседании, ответчик ООО «Ремстройсервис» <адрес> в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором лесного участка кадастровый номер № в <адрес>» Управления лесами Брянской области с осуществлением вида лесопользования - заготовка древесины. В целях осуществления лесохозяйственной деятельности ответчиком разработан Проект освоения лесов на арендованном им лесном участке, который предусматривает характеристику видов и объем мероприятий по противопожарному обустройству лесов, с указанием перечня и количества техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и средств пожаротушения сосредотачиваемой в местах лесопользования \л.д.8-10\. В ходе проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверки исполнения ответчиком лесного законодательства в части соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах на территории заказника федерального значения «Клетнянский» были установлены нарушения закона и нормативно правовых актов, а именно ответчик запроектировал нормы обеспечения противопожарных оборудованием, инвентарем и средствами тушения лесных пожаров в ниже установленных нормами количестве, а именно: не запроектировано приобретение лесопатрульной пожарной автомашины, 5-ти единиц зажигательных аппаратов, 10-ть единиц ранцевых огнетушителей и 1-й единицы воздуходувки, о чем природоохранным прокурором вынесено ответчику представление об устранении нарушений лесного законодательства в месячный срок \л.д.13-14\. К указанному сроку ответчиком изменения в проект освоения лесов внесены не были \л.д.12\. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ). Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Пункт 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 05.05.2011) предусматривает, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования; Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549 утверждены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, которые установлены в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах». Данные нормы по их видам и количеству установлены как минимально необходимые. Так, нормы в местах использования лесов для заготовки древесины предусматривают минимальное наличие средств пожаротушения, которые должны находиться на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины постоянно либо должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров. Как установлено в судебном заседании ответчиком при разработке проекта на освоение лесов были нарушены минимальные нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. Ответчик в нарушение указанных Норм не запроектировал приобретение 1-й единицы лесопатрульной пожарной автомашины, 10-ть единиц ранцевых огнетушителей и 1-й единицы воздуходувки, а из 5-ти минимальных единиц зажигательных аппаратов ответчиком запроектировано 2-е единицы. Несоблюдение норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов при возникновении лесных пожаров может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений, поскольку отсутствует возможность тушения пожаров, и что может повлечь за собой угрозу ограничения права собственности Российской Федерации и создать реальную угрозу ограничения прав и законных интересов граждан, гарантированные Конституцией РФ, предусмотренные законами и иными нормативными актами. Поскольку до настоящего времени ответчик не устранил выявленные природоохранной прокуратурой нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности при использовании лесов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчика обязанности в определенный судом срок внести в Проект освоения лесов на арендованном им лесном участке изменения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора удовлетворить. ООО «Ремстройсервис» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести изменения в Проект освоения лесов на арендованный лесной участок кадастровый номер № в <адрес> Управления лесами Брянской области в части установления проектирования норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в месте использование лесов в минимальных нормативах: - лесопатрульная пожарная машина - 1 (Одна) единица, - ранцевые огнетушители - 10 (Десять) единиц, - воздуходувка - 1 (Одна) единица, - зажигательные аппараты - 5 (Пять) единиц. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья Черномаз А.Д.