О возложении обязанности поставить на учёт



2-327, 2-328

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Мглин                                                                                «22» июля 2011 г.          

Мглинский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Зайцева А.Я.,

с участием помощника прокурора Мглинского района Брянской области Артюховой Ю.А.,

главы Соколовской сельской администрации муниципального образования «Соколовское сельское поселение» Кравцова А.А.,

главы Новочешуйковской сельской администрации муниципального образования «Новочешуйковское сельское поселение» Веремьёва С.И.,

при секретаре Кондрат Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям прокурора Мглинского района в защиту прав свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Соколовской сельской администрации муниципального образования «Соколовское сельское поселение», Новочешуйковской сельской администрации муниципального образования «Новочешуйковское сельское поселение» о возложении обязанности поставить на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гидротехнические сооружения (далее - ГТС),

у с т а н о в и л:

прокурор обратился в суд с данными заявлениями, указав следующее.

Прокуратурой Мглинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности ГТС.

В ходе проверки установлено, что 2000-2003 годах на территории области была проведена инвентаризация прудов, водохранилищ и накопителей сточных вод в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 24 июля 2000 г. №329 «О проведении инвентаризации прудов, водохранилищ и накопителей сточных вод».

В результате проведенной инвентаризации на территории Соколовской сельской администрации Мглинского района Брянской области было выявлено бесхозяйное ГТС на ручье без названия в д. <адрес>, которое представляет собой плотину земляную, насыпную, водосброс закрытый, трубчатый.

В результате проведенной инвентаризации на территории Новочешуйковской сельской администрации Мглинского района Брянской области было выявлено бесхозяйное ГТС на ручье без названия в <адрес>, которое представляет собой плотину земляную, насыпную, а также бесхозяйное ГТС на озере под названием «<данные изъяты> на <адрес> в д. <адрес>, которое представляет собой плотину земляную, насыпную, проезжую, водосброс закрытый, трубчатый с башенным оголовком.

Вопреки требованиям подп.8,23 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Соколовской и Новочешуйковской сельскими администрациями не принимаются меры по обеспечению безопасности ГТС на подведомственных территориях, не обеспечивается участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций.

Как следует из информации администраций Соколовского и Новочешуйковского сельских поселений, ГТС ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены, и фактически никто за их техническим состоянием не следит.

По сведениям Мглинского отдела Управления Россреестра по Брянской области ГТС в <адрес>, <адрес>, д. <адрес> на государственном регистрационном учете не значатся.

Согласно информации администрации Мглинского муниципального района Брянской области указанные ГТС являются бесхозяйными.

Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580.

В соответствии с п.4 и 5 указанного Положения орган местного самоуправления, то есть Соколовская и Новочешуйковская сельские администрации должны были обратиться в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлениями о принятии на учет вышеуказанных объектов недвижимого имущества.

В связи с отсутствием собственников ГТС и бездействием сельских администраций по их определению и постановке ГТС на учет, контроль за состоянием ГТС, их сохранностью никем не осуществляется, меры по обеспечению безопасности не принимаются.

Бездействие сельских администраций может повлечь прорыв дамб (плотин) ГТС и возникновение чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это, в том числе, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

При этом под угрозой нарушения находятся права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, а также на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закреплённые ст.18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Просил обязать Соколовскую и Новочешуйковскую сельские администрации принять меры по постановке вышеуказанных бесхозяйных ГТС на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании помощник прокурора Артюхова Ю.А. поддержала заявление.

Главы сельских администраций Кравцов А.А. и Веремьёв С.И. возражали против заявлений прокурора, так как не установлено, что ГТС не являются собственностью Российской Федерации. Кроме этого, в сельских администрация нет достаточных средств для исполнения требований прокурора.

Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявления прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно подп.8 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно подп.23 п.1 ст.14 этого же закона организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также является вопросом местного значения.

В связи с отсутствием собственников вышеуказанных ГТС и бездействием ответчиков по их определению и постановке ГТС на учет, контроль за состоянием ГТС, их сохранностью никем не осуществляется, меры по обеспечению безопасности не принимаются.

Бездействие сельских администраций может повлечь прорыв дамб (плотин) ГТС и возникновение чрезвычайных ситуаций.

Под угрозой нарушения находятся права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, а также на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закреплённые ст.18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

С доводами представителей сельских администраций суд согласиться не может.

Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Как следует из справок Мглинского отдела Управления Россреестра по Брянской области, <адрес>, <адрес>, д. <адрес> на государственном регистрационном учете не значатся.

Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности данные ГТС в муниципальной собственности не значатся.

Согласно справке Управления имущественных отношений Брянской области данные объекты в реестре государственного имущества Брянской области не значатся.

Согласно справке территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области они не значатся и в реестре федерального имущества Брянской области.

Таким образом, собственник ГТС неизвестен, что является основанием для постановки их на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйных.

Также нельзя согласиться с тем, что ГТС не могут быть поставлены на учёт как бесхозяйные ввиду отсутствия средств на это у сельских администраций, поскольку закон не содержит такого основания для освобождения органов местного самоуправления от данной обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 338 ГПК РФ,

р е ш и л:

заявления удовлетворить.

Обязать Соколовскую сельскую администрацию муниципального образования «Соколовское сельское поселение» поставить бесхозяйное гидротехническое сооружение на ручье без названия в д. <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать Новочешуйковскую сельскую администрацию муниципального образования «Новочешуйковское сельское поселение» поставить бесхозяйные гидротехнические сооружения на ручье без названия в <адрес> и на озере «<данные изъяты>» в д. <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Мглинский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья