оборудование зданий школ молниезащитой



2-400, 2-401

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Мглин                                                        «13» октября 2011 г.          

Мглинский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Зайцева А.Я.

с участием помощника прокурора Мглинского района Брянской области Борисенко С.В.,

директора муниципального образовательного учреждения (далее - МОУ) «Высокская средняя общеобразовательная школа» Клюева В.Я.,

директора МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» Кондрат Т.И.,

представителей администрации Мглинского района Брянской области Милица О.В., Казеко Л.И., Потрашковой Т.А.,

при секретаре Комаровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям исполняющего обязанности прокурора Мглинского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к МОУ «Высокская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа», администрации Мглинского района Брянской области об оборудовании зданий школ молниезащитой,

у с т а н о в и л:

исполняющий обязанности прокурора Мглинского района Брянской области обратился в суд с данными заявлениями, указав следующее.

Прокуратурой Мглинского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в МОУ «Высокская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Высокое, ул. Цветочная, д. 20, и МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Симонтовка, ул. Школьная, д.10.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Согласно ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Так, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ст. 48 данного закона целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются настоящим Федеральным законом. Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В статье 50 Федерального закона №123-ФЗ перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в неё) источников зажигания.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 данного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Право на жизнь и здоровье вышеперечисленных лиц связано и с соблюдением правил безопасности в образовательном учреждении.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящими заявлениями, ставит вопрос об обеспечении молниезащитой зданий школ. Однако для устранения выявленных нарушений закона требуются денежные средства, которыми образовательные учреждения не располагают.

Согласно Уставам образовательных учреждений их учредителем является администрация Мглинского района Брянской области.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Работы по оборудованию здания школы молниезащитой не выполнены из-за отсутствия средств у образовательных учреждений.

Учитывая, что МОУ «Высокская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» в Мглинский районный отдел образования поданы сметы проведения ремонтных работ на 2011 г., в которых не предусмотрены расходы на оборудование здания школы устройством молниезащиты, это свидетельствует о бездействии органов управления школой. Денежные средства администрацией Мглинского района Брянской области на оборудование зданий МОУ ««Высокская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» устройствами молниезащиты не выделялись.

Расходы по оборудованию зданий школ устройствыми молниезащиты следует возложить на администрацию Мглинского района Брянской области за счет средств бюджета данного муниципального образования.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

Непринятие либо несвоевременное принятие мер по обеспечению вышеуказанных нарушений законодательства угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников, состав которых периодически меняется, а также персонала и иных лиц, посещающих учреждение.

Просил обязать администрацию Мглинского района Брянской области выделить денежные средства на оборудование зданий МОУ «Высокская средняя общеобразовательная школа», устройствами молниезащиты, а МОУ «Высокская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» - оборудовать здания школ устройствыми молниезащиты.

В судебном заседании помощник прокурора Борисенко С.В. поддержал заявление.

Директор МОУ «Высокская средняя общеобразовательная школа» Клюев В.Я. возражал против заявления, пояснив, что согласно Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» молниезащита здания должна быть предусмотрена при его проектировании, однако в проекте здания МОУ «Высокская средняя общеобразовательная школа» она не предусмотрена.

Директор МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» Кондрат Т.И. возражала против заявления, пояснив, что МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» не находится в молниеопасной зоне, при этом грозовые разряды в основном бывают в летний период, когда учащиеся находятся на каникулах. Чердачные помещения школы обработаны специальной огнезащитной пропиткой, что предотвращает возникновение пожара при попадании молнии. В здании школы нет антенн, которые способствуют попаданию в них молний. Кроме этого, молниезащита не предусмотрена в проектной документации здания школы.

Представитель администрации Мглинского района Милица О.В. возражал против заявлений и.о. прокурора, пояснив, что органы пожарного надзора не предъявляли к вышеуказанным образовательным учреждениям требований об оборудовании зданий школ молниезащитой. Кроме этого, молниезащита не предусмотрена в проектной документации зданий школ.

Представители администрации Мглинского района Казеко Л.И., Потрашкова Т.А. возражали против заявлений и.о. прокурора по тем же основаниям.

Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно абз. 1, 4, 5 ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ст. 48 данного Закона целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются настоящим Федеральным законом. Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В статье 50 Федерального закона №123-ФЗ перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в неё) источников зажигания.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 данного Закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Право на жизнь и здоровье вышеперечисленных лиц связано с соблюдением правил безопасности в образовательном учреждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Как следует из объяснений участвующих по делу лиц, бюджетной сметы школ на 2011 г., расшифровки к бюджету школ на 2011 г., школы не имеют средств на оборудование молниезащиты зданий школ.

В то же время в силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно Уставам МОУ «Высокская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» их учредителем является администрация Мглинского района Брянской области.

Таким образом, расходы по оборудованию здания школ молниезащитой следует возложить на администрацию Мглинского района Брянской области за счет средств бюджета данного муниципального образования.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает нарушение требований пожарной безопасности, непостоянна и персонально изменчива, поэтому заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.

С доводами представителей ответчиков суд согласиться не может, поскольку согласно требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приведенные ими обстоятельства не освобождают от обязанности оборудовать молниезащиту зданий.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 333-36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту неопределённого круга лиц.

Муниципальным учреждениям этот же закон не предоставляет льгот при обращении в суды общей юрисдикции, следовательно, государственная пошлина, от которой в силу закона освобождён прокурор, подлежит взысканию в федеральный бюджет с муниципальных образовательных учреждений «Высокская средняя общеобразовательная школа» и «Симонтовская средняя общеобразовательная школа».

В силу подп. 3 п. 1 ст.333-19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера в суды общей юрисдикции физические лица уплачивают государственную пошлину в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 и 338 ГПК РФ,

р е ш и л:

заявления исполняющего обязанности прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Высокская средняя общеобразовательная школа», муниципальное образовательное учреждение «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здания данных образовательных учреждений молниезащитой.

Обязать администрацию Мглинского района Брянской области за счёт средств муниципального образования «Мглинский район» обеспечить муниципальные образовательные учреждения «Высокская средняя общеобразовательная школа» и «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» необходимыми денежными средствами для оборудования зданий данных образовательных учреждений молниезащитой.

Взыскать с муниципальных образовательных учреждений «Высокская средняя общеобразовательная школа» и «Симонтовская средняя общеобразовательная школа» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере по 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья