№2-30\2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации гор. Мглин 30 января 2012 года Мглинский районный суд Брянской области под председательством судьи Черномаз А.Д., с участием: помощника прокурора Мглинского района Артюховой Ю.А., представителя ответчика администрации Мглинского городского поселения Подоляко М.Н., представителя третьего лица ГБУ Брянской области «Мглинская райветстанция» Шипика М.П., представителя третьего лица Мглинского МУП ЖКХ Митченко Д.Ю., при секретаре Рыжаковой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мглинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мглинского района Брянской области и администрации Мглинского городского поселения о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Мглинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мглинского района и администрации Мглинского городского поселения о понуждении к совершению действий, связанных с обеспечением на территории города Мглин Брянской области выполнения ветеринарно-санитарных правил, а именно ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных напротив домовладения № <адрес> и за приусадебным участком домовладения № по <адрес>, а также организации и обеспечении сбора, вывоза и утилизации биологических отходов (трупов животных). В судебном заседании помощник прокурора района Артюхова Ю.А. иск поддержала и пояснила, что ответчиками на территории Мглинского городского поседения нарушается законодательство об охране окружающей среды, не выполняются ветеринарно-санитарные правила в сфере обращений с отходами производства и потребления, биологическими отходами. Так, в двух местах около <адрес> и № <адрес> находятся несанкционированные свалки бытовых отходов. Кроме того, ответчиками не организован сбор, вывоз и утилизация биологических отходов (трупов бродячих собак, кошек и иных животных). Несоблюдение ответчиками закона нарушает права неопределенного круга лиц, ведет к возможности распространения особо опасных заболеваний животных, угрозе жизни и здоровью граждан, возникновению чрезвычайных ситуаций на территории городского поселения, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Представитель ответчика администрации Мглинского городского поселения Подоляко М.Н. исковые требования в части ликвидации несанкционированных свалок признал и пояснил, что в настоящее время свалки ликвидированы, о чем составлен акт. Исковые требования в остальной части не признал, пояснив, что сбор и утилизацию биологических отходов, по его мнению, должно проводить Мглинское МУП ЖКХ, с которым у них на 2012г. заключено соглашение по обслуживанию дорог и мест общего пользования. Договора по сбору и утилизации биологических отходов с МУП КЖХ у них не имеется, так как Мглинского МУП ЖКХ не имеет лицензии на данный вид деятельности. Учредителем Мглинского МУП ЖКХ является администрация Мглинского района. Представитель ответчика администрации Мглинского района в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания настоящее времени ответчик был уведомлен надлежащим образом. Заявлений о причине неявки в суд не поступило. Представитель третьего лица ГБУ Брянской области «Мглинская райветстанция» Шипик М.П. пояснил в судебном заседании, что на территории района были зафиксированы случаи бешенства животных (лис, собак). В адрес Мглинской ветстанции поступают жалобы граждан по поводу нахождения трупов животных на территории города. При проведении проверки ветеринарной станции факты подтвердились, были обнаружены трупы бездомных животных сбитых транспортными средствами. Он неоднократно обращался в Мглинский МУП ЖКХ по поводу сбора и утилизации трупов животных на территории города, т.к. ранее этим они занимались ранее. Однако, руководство МУП ЖКХ ответило, что данным видом деятельности они не занимаются, поскольку у них отсутствует соответствующая лицензия. Согласно ветеринарно-санитарных правил, сбор трупов бродячих животных производят коммунальные службы. Поэтому он считает, что ответчики обязаны организовать порядок и экологическую безопасность на территории городского поселения. Представитель третьего лица Мглинского МУП ЖКХ Митченко Д.Ю. пояснил суду, что у них с администрацией гор. Мглин заключен договор по благоустройству территории городского поселения, однако сбором и утилизацией биологических отходов на территории городского поселения МУП ЖКХ не занимается, поскольку не имеют лицензии на осуществлении деятельности с биологическими отходами. Суд, заслушав прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему выводу. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц и обеспечения права на благоприятную окружающую среду обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Кроме того, п. 14 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 1.13 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается. Согласно п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. Данные нарушения требований законодательства могут повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий для среды обитания человека, а также возникновение опасных последствий для жизни и здоровья лиц, проживающих на территории Мглинского городского поселения. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиками, около <адрес> <адрес> и около <адрес> находились несанкционированные свалки бытового мусора. Данные свалки представляли угрозу здоровью населения и окружающей среде. Однако, в настоящее время ответчики добровольно исполнили требования прокурора в данной части, вышеуказанные несанкционированные свалки ответчиками ликвидированы и бытовой мусор вывезен. Указанные обстоятельства подтверждаются актом от 19.01.2012г. \л.д.67\. Поэтому суд приходит к выводу, что об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в данной части, поскольку несанкционированные свалки в настоящее время ликвидированы и поэтому предмет иска отсутствует. В судебном заседании также установлено, что прокуратурой Мглинского района в ходе осуществления прокурорского надзора выявлены нарушения ветеринарно-санитарного законодательства. Федеральный закон от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" возлагает на органы местного самоуправления обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с п.п.8, 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 1.1 "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. В силу п. 1.11 "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) настоящие Правила определяют условия: сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения. При этом п. 1.4 "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) определено, что обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации). В соответствии с п.2.3 "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах - коммунальная служба). При этом, п.7.3 Постановления Администрации Брянской области от 18.08.2008 N 777 "О Модельных правилах обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Брянской области" сбор и утилизация трупов павших животных, отходов боен и других биологических отходов должны производиться в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 путем утилизации на ветсанутильустановках или захоронения в специально оборудованных местах (биотермические ямы и пр.). Настоящие Модельные правила обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Брянской области (далее - Правила) предназначены для регламентации деятельности при сборе, вывозе, переработке, утилизации и захоронении отходов производства и потребления, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, производственной (хозяйственной) деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории муниципальных образований Брянской области. Настоящие Правила не распространяются на обращение с радиоактивными отходами. Вышеуказанным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований Брянской области рекомендовано использовать указанные Модельные правила при разработке правил обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиками, 26.04.2011 года на проезжей части и на обочине по <адрес> специалистами ГБУ Брянской области «Мглинская райветстанция» были обнаружены трупы сбитых автотранспортом собак, хозяева которых не установлены. 08.11.2011 года в 9 часов 20 минут на автодороге по <адрес> на тротуаре специалистами ГБУ Брянской области «Мглинская райветстанция» обнаружен труп собаки, предположительно сбитой автотранспортом 04.11.2011 года. В нарушении вышеуказанных норм закона на территории Мглинского городского поселения Брянской области не организован и не осуществляется сбор, вывоз и утилизация биологических отходов (трупов животных) в соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469). Администрацией Мглинского городского поселения и администрацией Мглинского муниципального района договор со службой коммунального хозяйства по поводу сбора, вывоза и утилизации биологических отходов (трупов животных) на территории Мглинского городского поселения не заключался. Отсутствие лицензии у Мглинского МУП ЖКХ не может являться основаниям для несоблюдения на территории городского поселения ветеринарно-санитарных правил. Таким образом, несоблюдение вышеуказанных норм закона нарушает требования действующего законодательства в данной сфере правоотношений, что может привести к возникновению и распространению особо опасных заболеваний животных и угрозе жизни людей, а также возникновению чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В связи с этим, грубо нарушаются права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, гарантированные трудовым законодательством и основывающиеся на Конституции Российской Федерации. Поэтому исковые требования в данной части суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Мглинского района Брянской области удовлетворить частично. Администрации Мглинского района Брянской области и администрации Мглинского городского поселения в соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, обеспечить организацию сбора, вывоза и утилизации биологических отходов (трупов животных) на территории Мглинского городского поседения. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения. Решение суда изготовлено 03 февраля 2012 года. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме. Судья Черномаз А.Д.