2-29 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Мглин «13» февраля 2012 г. Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева А.Я. истицы Антоненко А.И., представителя истицы Камышникова М.А, главы администрации г. Мглина Брянской области Перлухиной Л.А., при секретаре Кондрат Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Антоненко А.И. об оспаривании отказа администрации г. Мглина Брянской области в принятии на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемых по договорам социального найма, у с т а н о в и л: Антоненко А.И. обратилась с данным заявлением, указав следующее. Она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» и п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеет право на получение социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, предоставляемых по договорам социального найма (далее - жилые помещения). Администрация г. Мглина отказала ей в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, сославшись на то, что Антоненко А.И. обеспечена жилой площадью в размере более учётной нормы, установленной решением Совета народных депутатов Мглинского городского поселения в размере 12 кв.м., и в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ не является нуждающейся в жилом помещении. С данным решением Антоненко А.И. не согласна, так как она проживает в индивидуальном жилом доме, собственниками которого являются её внуки ФИО4 и ФИО5 В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) Антоненко А.И. и внуки не являются членами семьи. Другого жилого помещения Антоненко А.И. в собственности не имеет, следовательно, она должна быть признана нуждающейся в жилом помещении независимо от того, какова площадь жилого помещения, в котором она проживает, на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. В судебном заседании Антоненко А.И. поддержала заявление и пояснила, что с 1961 г. она состояла в браке с инвалидом Великой Отечественной войны ФИО6 В 1985 г. за счёт совместных средств по договору купли - продажи ими был приобретён жилой дом по адресу: <адрес>, покупателем в договоре указан супруг. В данном жилом она проживала с супругом до его смерти в 2005 г. После смерти супруга его наследство в виде данного жилого дома было принято наследниками по завещанию ФИО4 и ФИО5, истица же проживает в данном жилом доме по найму. Против оформления жилого дома на внуков она не возражала, поскольку она договорились с супругом, что он оставит завещание на весь дом на внуков. За пользование коммунальными услугами платит Антоненко А.И., налоги на жилой дом и земельный участок - ФИО4 и ФИО5 ФИО5 проживает и зарегистрирован в <адрес> в квартире, принадлежащей супруге и её родственникам, ФИО4 проживает в <адрес>, зарегистрирован в х. <адрес> в жилом доме матери. Оба внука работают и учатся, она оказывает им посильную материальную помощь, выделяя им деньги из пенсии, размер которой составляет <данные изъяты> руб., они навещают Антоненко А.И. Как стало известно Антоненко А.И., внуки хотят продать данный жилой дом, так как им требуются деньги, она же другого жилья не имеет. Отказ администрации г. Мглина в принятии ее на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении она оспорила в судебном порядке в декабре 2011 г., так как до этого обращалась по этому вопросу в администрацию Брянской области. Представитель Камышников М.А. поддержал заявление по аналогичным основаниям. Глава администрации г. Мглина Перлухина Л.А. возражала против заявления Антоненко А.И. и показала, что Антоненко А.И. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как она является членом семьи собственников жилого помещения - своих внуков ФИО4 и ФИО5, при этом общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи, превышает учётную норму. Помимо этого, после смерти ФИО6 она намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку не заявила о своём праве на долю в вышеуказанном жилом доме, являвшимся совместным имуществом ФИО6 и Антоненко А.И., и жилой дом в порядке наследования по завещанию перешёл в собственность её внуков. Таким образом, Антоненко А.И. может быть принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее пяти лет после перехода прав на жилой дом ФИО4 и ФИО5 Заслушав участвующих по делу лиц, свидетелей ФИО4, ФИО9, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления. В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Как следует из ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным настоящим Кодексом основаниям. Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям. Как следует из подпункта 4 пункта 1, пункта 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах), членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде одноразового обеспечения жильём за счет средств федерального бюджета. Пунктом 1 статьи 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьёй21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях членов семей умерших (погибших) инвалидов Великой Отечественной войны, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ определён порядок обеспечения их жильём за счет средств федерального бюджета. Антоненко А.И. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны ФИО6 Так, согласно свидетельству о заключении брака № они вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке отдела социальной защиты населения Мглинского района № ФИО6 являлся инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы, имел соответствующее удостоверение серии № №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Это подтверждается также удостоверением серии В № на имя Антоненко А.И., согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные для жён погибших и умерших военнослужащих в соответствии со ст. 21 Закона о ветеранах. Как следует из свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер. Однако Антоненко А.И. не является нуждающейся в жилом помещении. Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 2 этой же статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно домовым книгам жилого <адрес> Антоненко А.И. проживает в данном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени. Жилой дом был приобретён ФИО6 и Антоненко А.И. в совместную собственность в период их брака, что следует из договора купли - продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения Антоненко А.И., свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ Покупателем жилого дома в договоре указан ФИО6 Как следует из свидетельств о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, наследниками имущества ФИО6, состоящего из вышеуказанного жилого дома, расположенного на земельном участке размером <данные изъяты> га, являются в равных долях его внуки ФИО4 и ФИО5 Согласно свидетельствам о государственной регистрации права №, № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно ФИО4 и ФИО5 являются собственниками по 1/2 доли в праве собственности на данный жилой дом. Принадлежность ФИО4 и ФИО5 данного жилого дома подтверждается также выписками из Единого государственного реестра прав от ДД.ММ.ГГГГ №, №. Из свидетельства о рождении ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о заключении брака между ФИО11 и ФИО10 I№ от ДД.ММ.ГГГГ, копий записей актов о рождении ФИО5 и ФИО4, свидетельства о рождении ФИО5 №, свидетельства о рождении ФИО4 № следует, что ФИО4 и ФИО5 приходятся Антоненко А.И. внуками по материнской линии и родными братьями друг другу. Как показал свидетель ФИО4, его бабушка Антоненко А.И. проживает в вышеуказанном жилом доме постоянно по договорённости с ним и его братом ФИО5 Срок проживания бабушки не оговаривался, плата за проживание не предусматривалась. Коммунальные услуги оплачивает бабушка, налоги на жилой дом и приусадебный земельный участок - он с братом. Навещая свою мать, проживающую в х. <адрес>, он посещает и бабушку, примерно раз в 3 месяца. Антоненко А.И. оказывает ФИО4 посильную материальную помощь из своей пенсии. В настоящее время он и брат хотят продать данный жилой дом. Свидетель ФИО9 показала, что как нотариус она оформляла наследственное дело на имущество умершего ФИО6 и разъясняла Антоненко А.И., что она имеет право на получение свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе ФИО6 и Антоненко А.И. в соответствии со ст. 75 Основ законодательства о нотариате. Однако Антоненко А.И. отказалась выделять свою долю в общем имуществе и получать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе, пояснив, что ей ничего не нужно, она отказывается от своей доли в общем имуществе в пользу внуков, поэтому свидетельства о праве собственности на вышеуказанный жилой дом по завещанию ФИО6 в равных долях были выданы его внукам ФИО4 и ФИО5 В совокупности с объяснением Антоненко А.И. показания свидетелей ФИО4, ФИО9 указывают на то, что отношения между Антоненко А.И. с одной стороны и её внуками ФИО4, ФИО5 с другой стороны характеризуются взаимной заботой, вниманием друг к другу, имущественными отношениями. Так, Антоненко А.И. фактически отказалась от своей доли в общем имуществе с ФИО6 в пользу своих внуков с целью оказания им материальной поддержки, оказывает материальную помощь и в настоящее время. ФИО4 и ФИО5 не берут какой - либо платы за проживание Антоненко А.И. в принадлежащем им жилом доме, не устанавливали срок её проживания, по мере возможности ФИО4 и ФИО5 посещают Антоненко А.И. как родственницу. Часть 1 статьи 31 ЖК РФ содержит понятие членов семьи собственника жилого помещения, к которым относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Как следует из разъяснений, содержащихся в подп. «б» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны его родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. С учётом установленных судом фактических обстоятельств проживания Антоненко А.И. в вышеуказанном жилом доме, приведенных разъяснений Верховного Суда РФ, следует признать, что отношения между Антоненко А.И. с одной стороны и её внуками ФИО4, ФИО5 с другой стороны следует признать семейными, и Антоненко А.И. осталась проживать в данном доме после перехода права собственности на него к ФИО4 и ФИО5 как член семьи новых собственников жилого помещения. Как следует из справки Мглинского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №№ технического паспорта домовладения, общая площадь жилого <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м. Из объяснений участвующих по делу лиц, свидетеля ФИО4 следует, что ФИО4 и ФИО5 имеют идеальные доли в праве собственности на данный жилой дом, он не разделён между ними на две изолированные квартиры, то есть представляет собой одно жилое помещение, которым вправе пользоваться каждый из них, а также члены их семьи. Согласно домовой книге жилого <адрес> Антоненко А.И. зарегистрирована в данном жилом доме одна. Как следует из справки Мглинского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления Мглинского отдела Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, Антоненко А.И. не имеет в собственности жилых помещений в г. Мглине и Мглинском районе, в ЕГРП отсутствует информация о правах Антоненко А.И. на имеющиеся у неё объекты недвижимости. Согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрирован по адресу: <адрес> права собственности на данное жилое помещение не имеет. Из справки Новочешуйковской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО4 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> на территории Новочешуйковского сельского поселения в собственности жилых помещений не имеет. Согласно решению Совета народных депутатов г. Мглина от 9 апреля 2010 г. №2/45 «Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Мглина» учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории г. Мглина, составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Таким образом, общая площадь жилого <адрес>, приходящаяся на ФИО4, ФИО5 и Антоненко А.И., превышает учётную норму общей площади жилого помещения в <адрес>, и у Антоненко А.И., как члена семьи собственников жилого помещения, отсутствует право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Оснований для принятия Антоненко А.И. на жилищный учёт в соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ в судебном заседании из представленных доказательств не установлено, и Антоненко А.И. на них не ссылается. В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ч. 4 этой же статьи с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Согласно ч. 2 этой же статьи решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Аналогичные основания для отказа в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях приведены в ч. 1 ст. 6 Закона Брянской области от 9 июня 2006 г. №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области». 22 февраля 2011 г. Антоненко А.И. обратилась в администрацию г. Мглина с просьбой принять её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, что следует из её заявления. Согласно протоколу №2 заседания жилищной комиссии от 24 февраля 2011 г. ей отказано в постановке на жилищный учёт на основании п. «б» ст. 6 Закона Брянской области от 9 июня 2006 г. №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» в связи с тем, что представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Постановлением администрации г. Мглина от 28 февраля 2011 г. № Антоненко А.И. отказано в постановке на жилищный учёт по этому же основанию. Таким образом, орган местного самоуправления принял решение об отказе в принятии Антоненко А.И. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по законному основанию. Порядок рассмотрения заявления Антоненко А.И. и принятия решения по нему органом местного самоуправления нарушен не был. В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Таким образом, судебной проверке подлежит конкретное решение, действие (бездействие) органа власти, принятое в установленной форме и в надлежащем порядке. Как усматривается, Антоненко А.И. оспаривает постановление администрации г. Мглина от 28 февраля 2011 г. №, согласно которому ей было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. «б» ст. 6 Закона Брянской области от 9 июня 2006 г. №37-З в связи с тем, что представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Таким образом, доводы главы администрации г. Мглина Перлухиной Л.А. о том, что Антоненко А.И. отказано в принятии на учёт в связи с преднамеренным ухудшением жилищных условий, которые не подтверждаются ни протоколом №2 заседания жилищной комиссии от 24 февраля 2011 г., ни постановлением администрации г. Мглина от 28 февраля 2011 г. № не являются предметом судебного разбирательства и не могут оцениваться судом с точки зрения их законности. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Из копии книги исходящей корреспонденции администрации г. Мглина следует, что ответ Антоненко А.И. на её обращение по жилищному вопросу был направлен 28 февраля 2011 г., сведений о его получении в деле не имеется. Антоненко А.И. подала в суд настоящее заявление 9 декабря 2011 г., пояснив в судебном заседании, что после получения ответа из администрации г. Мглина она обратилась по данному вопросу в администрацию Брянской области, которая порекомендовала ей обратиться в суд. Как следует из письма заместителя начальника Управления социальной защиты населения Брянской области по поводу обращения Антоненко А.И. в связи с отказом в принятии на жилищный учёт, оно направлено Антоненко А.И. 20 октября 2011 г. Таким образом, поскольку в деле нет доказательств, что Антоненко А.И. получила оспариваемое решение до 9 сентября 2011г., установленный ст. 256 ГПК РФ срок ею не пропущен. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 321 ГПК РФ, р е ш и л: отказать в удовлетворении заявления. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Мглинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья